Ключова концепція Ю. Шевельова

Ключова концепція Ю. Шевельова

Ю. Шевельов, псевд. Юрій Шерех, Гр. Шевчук (1908–2002), мовознавець, історик української літератури, літературний критик.

Закінчив Харківський університет, викладав у Інституті журналістики, потім Харківському університеті. Від 1946 р. — професор Українського вільного університету в Мюнхені, університету в м. Люнді, Гарвардського університету, Колумбійського університету. Президент УВАН. Почесний член Альбертського і Люндського університетів. Дійсний член НАН України.

За Ю. Шевельовим, після розпаду праслов'янської мови у східних слов'ян сформувалося п'ять діалектів:

1) новгородсько-тверський (Н-Т);

2) києво-польський (К-П);

3) муромо-рязанський (М-Р);

4) полоцько-смоленський (П-С);

5) галицько-подільський (Г-П).








На основі цих діалектів сформувалися три східнослов'янські мови:


Ю. Шевельов історію української мови поділив на чотири періоди:

1) протоукраїнська мова (VІІ–ХІ ст.);

2) староукраїнська мова (ХІ–ХІV ст.);

3) середньоукраїнська мова:

а) рання середньоукраїнська мова (кінець ХІV — кінець ХVI ст.);

б) середньоукраїнська мова (кінець ХVI — початок ХVIІІ ст.);

в) пізня середньоукраїнська мова (початок ХVIІІ — початок ХІХ ст.);

4) нова українська мова (ХІХ ст. — наш час).

Середньоукраїнська мова відрізняється на загальнослов'янському мовному тлі низкою специфічних фонетичних, морфологічних ознак:

1) наявність голосного [и] переднього ряду, високого обниженого піднесення, перед яким приголосні звуки завжди тверді: син, сили. Цей [и] стоїть на місці давніх звуків [ы] та [і];

2) голосний [е] втратив здатність пом'якшувати приголосні: берег, село;

3) губні приголосні, шиплячі та [р] стверділи: голуб, сім, межа [14, 16,25].

Новаторський погляд на походження української мови

А мы не теряем корни

А мы не теряем корни

Все больше белорусов интересуются генеалогией своей семьи

Здравствуйте! Хочу больше узнать о своей родословной. К сожалению, спросить особо не у кого: родители помнят только своих бабушек и дедушек, а дальше — тайна, покрытая мраком... Вдруг среди моих предков есть дворяне? Где можно найти ответ на этот вопрос?

Александр, Вилейка

Какие же документы открывают нам прошлое?

В основном поиски ведутся по прямым источникам, к ним относятся метрические книги, ревизские сказки, посемейные и призывные списки. В метрические книги вносилась информация о родившихся, умерших, бракосочетавшихся, в ревизских сказках хранится информация о переписи населения, на основе посемейных списков составлялись призывные списки.

— Насколько далеко могут продвинуться поиски, зависит от происхождения, места проживания, вероисповедания предков, — рассказывает Владимир Денисов, главный архивист отдела научного использования документов и информации Национального исторического архива Беларуси. — Если ваши предки были дворяне и есть достаточное количество документов, исследования могут углубиться вплоть до XVI века. Если же речь идет о крестьянском роде, то можно дойти лишь до второй половины XVIII века. Ведь в Российской империи этот социальный слой не имел права носить фамилию, а в метрических книгах записывались только имена. Позже дети взяли имена своих отцов в качестве фамилий. Так появились однофамильцы, не имеющие между собой родственных связей: Ивановы, Петровы, Сидоровы. Но не все Ивановы — выходцы из крестьянских семей, как и не все Блажевичи имеют дворянские корни.

В Национальном историческом архиве отмечают, что установить национальное происхождение по документам XIX — начала XX века практически невозможно, потому что нигде национальность не указывалась. Но документы позволяют установить сословие и вероисповедание.

Результаты исследования предоставляются в виде архивных справок, содержащих выдержки из документов со сведениями о родственниках по мужской линии. Также можно заказать цифровые копии интересующих документов.

Обращаются в архив для проведения генеалогического исследования чаще всего не для составления родословного древа, а с целью доказательства родственных связей, получения наследства, изменения написания фамилии, выдачи повторного свидетельства о рождении, оформления визы.

Замечательно, что белорусы больше стали интересоваться своим прошлым. Конечно, портреты предков не висят у нас в домах, как у англичан, и нет такой традиции — помнить имена родственников, которые родились много столетий назад, как принято на Востоке. Но обращаться в архивы для составления родословных жители нашей страны стали все чаще. Но при поиске потерянных корней так легко заблудиться в полустертых строчках едва сохранившихся документов. Может, пора спросить у бабушек и дедушек: “А вы помните своих?”

Полезно знать!

В Национальном историческом архиве собрались очереди за родословными — после подачи заявления придется ожидать около года. Стоимость исследования зависит от того, сколько в архивах найдется информации. Минимальная цена составления родословной — 1 956 000 рублей. Иногда сумма доходит и до 10 миллионов. Можно самостоятельно работать с архивами. Для новичков проводятся платные консультации (47 300 рублей).

Перед обращением в архив постарайтесь найти как можно больше информации о ваших предках: фамилии, имена, отчества, годы жизни, место рождения родственников, появившихся на свет до 1917 года. Можно воспользоваться документами, которые хранятся в Национальном историческом архиве Беларуси, Государственных областных архивах органов ЗАГС, зональных государственных архивах.

Следует обратить внимание, что территориальное деление в начале двадцатого века было другим, не все документы находятся на территории нашей страны. Национальный исторический архив Беларуси хранит документы Минской, Витебской и Могилевской губерний за период до 1917 года, а также выборочно метрические книги по Вилейскому и Дисненскому уездам Виленской губернии за конец XIX — первую четверть XX века. В Национальном историческом архиве в Гродно хранятся материалы Гродненской губернии за период до 1917 г., а также архивы Брестского, Кобринского и Пружанского уездов. А вот основные архивы Виленской губернии, в состав которой входили территории современных районов Беларуси, находятся в Государственном историческом архиве Литвы. К сожалению, документы сохранились выборочно, архивы многих регионов уничтожены временем и войнами.

“НГ” спросила: Какое значение имеет для вас родословная? До какого колена вы знаете своих предков?

Наталья Шарангович, директор Музея современного изобразительного искусства:

— Я не могу похвастаться тем, что знаю родословную до седьмого колена. Но мне известно, что веками мои предки жили на Мядельской земле, а фамилия Шарангович упоминается еще в документах XIV века. Конкретные сведения о жизни предков сохраняются в памяти, памяти наших дедов и отцов. Мой дедушка был кузнецом. Сильный, наделенный большим интеллектом, с хорошим чувством юмора, он представляется мне как яркий типаж настоящего белоруса. Я думаю, знание родословной дает ощущение близости и привязанности к той земле, на которой ты родился, на которой жили твои предки.

Георгий Колдун, певец, телеведущий:

— Я много знаю о жизни своих бабушек и дедушек, а более отдаленно — нет. Может, если будет больше времени, я этим займусь, узнаю о своих корнях больше. Знание родословной я рассматриваю все же на уровне личной заинтересованности, вряд ли это может иметь практическое значение. И это личное дело каждого, это вовсе не показатель культуры человека, его образованности. Ведь, если человек каждое воскресенье ходит в церковь, то это не значит, что он обязательно ведет праведную жизнь. Так и здесь. Конечно, знать свою родословную хорошо, но и незнание, на мой взгляд, не означает “плохо”.

Алена Дмитренко, студентка БГУ:

— Когда мне исполнилось 14, я начала интересоваться всеми представителями нашего рода. При жизни даже застала свою прабабушку, она многое и поведала. У нее есть альбом всей нашей фамилии, который ей достался от ее бабушки. Этот альбом передавался через два поколения, то есть прабабушкой внучке. Мама собирается продолжить эту традицию, отдать в наследство своей старшей правнучке этот альбом. Мы уже начали вклеивать туда свои фото. Я считаю, что знать своих предков нужно обязательно, позже будет интересно взглянуть на своих родственников, ведь многих мы не застали в живых.

Юрий Степанов, предприниматель, Могилевская область:

— Помню, мне дед много рассказывал о своем отце, о братьях, погибших на войне. У меня сохранились старые фотографии моих родственников, я знаю их имена, помню по фотографиям. Знаю свой род до прапрадеда и до прапрабабки по отцовской линии и до прадеда и прабабки по материнской линии, то есть практически до четвертого колена.

Источник: http://ng.by/ru/issues?art_id=77825

Где корни, брат?

Где корни, брат?

Европа (Чехия в частности) взывает к корням и ищет их — исследование семейной генеалогии стало модным, чему эксперты только рады. А в это самое время в Китае, который всегда гордился крепкими корнями, говорят о кризисе генеалогии.

Китайцы составляют свои семейные (генеалогические) древа на протяжении столетий, в стране множество институтов, которые изучают семейную историю, культуру и помогают в составлении таких семейных «древ жизни». Так было испокон веков: фамильные книги — важнейшее достояние семьи. Раз или даже несколько в год собирались старейшины рода, открывали книги и вписывали в них новые страницы: кто женился, кто родился, а кто, увы, покинул этот мир. Книги хранились и передавались старшему сыну — так поддерживалась связь поколений. Есть семьи, которые знают, гордятся и хранят память о своих предках в очень далеких поколениях. До сих пор ведутся родовые книги последней императорской династии Цин, правившей Китаем в 1644 — 1911 годах. Как–то я прочитала интервью с женой нынешнего Айсингиро (почетный титул, который носили цинские императоры) — она рассказывала, как мечтает родить сына: только в этом случае ее имя попадет в семейную историю. Феминизм и эмансипация? Не для семейных книг Поднебесной. Даже моя приятельница, работающая в китайском МИД, говорила, что когда она родила сына, отношение к ней в семье коренным образом поменялось: с ее мнением стали считаться. «А если бы ты родила дочь?» (Сотрудники госучреждений строго соблюдают официальную китайскую политику ограничения рождаемости — только один ребенок, нарушения грозят увольнением.) «Тогда в семье мужа ко мне относились бы иначе — без особого уважения, какие бы должности я ни занимала». А вы говорите — прогресс, мир, равенство, братство. Хотя братство — это вполне возможно: для того и существуют семейные книги.

Род Конфуция — пожалуй, самый знаменитый сегодня в Китае. Родовые книги ведутся все годы его существования, и сегодня в Поднебесной (но в основном на Тайване) живет уже 85–е (!) поколение, ведущее свой род от великого философа. Как–то во время поездки в деревню Чэньцзягоу я познакомилась с представителями двенадцатого, тринадцатого и четырнадцатого поколений семьи Чэнь, самый известный представитель которой создал новый стиль тайцзицюаня, который и поныне так называется — «стиль семьи Чэнь». Они очень ответственно относятся к своей миссии — сохранению и развитию собственного стиля тайцзи. Так что семейные традиции и корни — страшная сила.

Может быть, именно поэтому Великая пролетарская культурная революция, катком прошедшаяся по Китаю в 1966 — 1976 годах, разрушала (причем в большинстве случаев — целенаправленно) семейные ценности и семейные связи. Место патриархов и авторитетов заняли тогда Мао Цзэдун и коммунистическая партия. С тех пор многое в Китае изменилось, но прежнее отношение к семье как к клану и крепости в прежнем объеме не вернулось. Более того, стремительный экономический и технологический прогресс подтачивает то, что еще сохранялось: родители уезжают на заработки в города, в деревнях, как во время войны, остаются лишь старики и дети, разрыв между поколениями становится все глубже. Институты, которые занимаются изучением семейной истории, бьют тревогу: составлением фамильных книг занимаются исключительно старики — молодым это уже неинтересно. Их семейная история только начинается. С них.

Зато в Европе — настоящий генеалогический бум. Би–би–си запустило программу «Как вы думаете, кто вы есть?», в которой изучает семейные архивы и ищет теряющиеся в глубине веков корни. Программа стала такой популярной в Британии, что ее формат закупили и другие страны, — она, например, с успехом идет в Чехии. Появились компании, которые специализируются именно на этом — документированном поиске корней. Удовольствие не из дешевых, но услуга пользуется популярностью. Причем почему–то среди мужчин — как говорят специалисты, «женщины занимаются такими исследованиями самостоятельно». Исследование одной семейной линии стоит от 3 до 5 тысяч крон (151 — 252 доллара), всех — до 7.000 крон (353 доллара), и многие чехи охотно платят. Опять же, по словам специалистов, удается исследовать семейные связи вплоть до середины XVI века, дальше нити теряются. Так что до китайцев, которые могут рассказать о своих предках, живших в той же деревне 1.000 лет назад (главное — чтобы в той же), чехам далеко. Но тенденция налицо. Специалист по изучению генеалогии Бланка Ледницка говорит, что многие, начиная исследовать семейную историю, надеются отыскать в своем роду аристократов или хотя бы итальянских и французских солдат, отставших от наполеоновской армии и осевших в Чехии. «Но чаще всего их приходится разочаровывать», — говорит она.

Но если в нашем роду нет графа или принцессы, означает ли это, что мы менее ценны для истории? Отнюдь — каждый человек по–своему бесценен. И каждая семья — обладатель бесценной истории.

Источник: http://www.sb.by/post/150254/

Тематика "Українська історія" представлена тут:

- дискусійна стаття на тему історії, виникнення і розвитку української нації.

Найдавніші риси української мови

ПІВТОРАК Григорій Петрович


Походження українців, росіян, білорусівтаїхніх мов


Міфи і правда про трьох братів слов'янських зі«спільної колиски»





Затверджено до друку вченою радою Інститутумовознавства ім. О. О. Потебні НАНУкраїни.

Рецензенти:Член-кореспондент. НАН України, доктор філологічних наук, професор О.Б. Ткаченко; доктор філологічних наук, професор В. В. Жайворонок; доктор філологічних наук, професор Ю. О.Карпенко; доктор філологічних наук, професор І. Г. Матвіяс.
http://litopys.org.ua/pivtorak/pivtorak.htm#rys

Милитарная история Украины. История ХАРЬКОВСКОГО ПОЛКА


28 июня 1765 года Российская императрица Екатерина II подписала манифест о проведении военно-административной реформы на Слободской Украине. Было упразднено казацкое самоуправление и автономия и создана на этой территории Слободско-Украинская губерния с центром в городе Харькове. А Слободские казацкие полки были переформированы в регулярные гусарские с сохранением названий и мест постоянной дислокации. В русской армии появились Ахтырский, Изюмский, Острогожский, Сумский и Харьковский гусарские полки.


Слободская Украина.
Заселение http://www.ukrstor.com/dikij/dikij1-3e.html




Е.А. Альбовский Истории Харьковского полка.


http://chigirin.narod.ru/book14.html


ВСЕ номера журнала «Русский архив»

Все 155 томов ежемесячного историко-литературного журнала «Русский архив», издававшегося в Москве с 1863 по 1917 годы, впервые опубликованы в интернете в открытом доступе на сайте проекта «Руниверс».


http://www.runivers.ru/lib/book7627/

Социально-политические аспекты распространения польско-литовской геральдики в России

Социально-политические аспекты распространения польско-литовской геральдики в России
// Федор Родин

Многие применяемые в генеалогии методики по экспертизе и датировке исторических документов, идентификации представителя того или иного рода базируются на справочно-методическом аппарате других вспомогательных исторических дисциплин, в частности - геральдики. В начале XX века В.К. Лукомский (1882-1946) разработал и внедрил методическую базу для использования герба как источника для исторических исследований. С помощью сравнительного анализа как национальных особенностей, так и имеющихся нюансов в изображении гербов, можно довольно точно датировать документы или материальные ценности, а также устанавливать их происхождение. В этом контексте при изучении отечественной родовой геральдики особый интерес представляют история и традиции польской геральдики, оказавшей огромное влияние на развитие российского герботворческого процесса. Необходима она и в плане изучения генеалогии польских выезжих родов.

Традиция изображать родовые эмблемы в виде герба (композиции символов и эмблем, составленной по определенным правилам и традициям), зародившаяся в Западной Европе в ХI-ХII вв. в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров, пришла в Россию в кон. XVI-нач. XVII вв. именно из Польши. Само слово «герб» - от польского «herb», заимствованного из немецкого «erve», означает «наследство» и вошло в употребление во время правления царя Алексея Михайловича.

Бурные события российско-польских отношений ХV-ХVI вв., часто переходившие в вооруженные конфликты, сопровождались взаимной миграцией населения, в том числе и представителей служилого слоя (дворян и шляхты). Шляхтичи, перешедшие на службу к русскому царю, пополняли ряды служилых людей «литовского списка». Учитывая опыт «Смутного времени», центральное правительство этих людей держало подальше от столицы, поэтому львиная доля шляхтичей пополнила гарнизоны городов и острогов Сибири. Во второй половине XVII века «литвинов» (т.е. бывших подданых Речи Посполитой - поляков, литовцев, украинцев, белорусов) и «немчинов» (немцев, шведов, шотландцев и др.) в Западной Сибири насчитывалось 5-6 тысяч человек.

Геральдический аспект в аналитической генеалогии становится наиболее острым после отмены в 1682 г. местничества, когда от шляхтичей стали требовать доказательств благородства их происхождения для внесения в «Бархатную книгу». Основанием для признания дворянства за польскими служилыми людьми была приписка к тому или иному гербу, подтверждавшая их шляхетское (рыцарское) достоинство. В Польше был отличный от других стран Западной Европы принцип усвоения гербов, основанный на сложившейся там социально-политической модели дворянского строя. В остальных странах герб закреплялся за одним родом и передавался по наследству в старшей ветви семьи; для младших ветвей были предусмотрены различные понижающие вариации. В Польше же герб крупного феодала-магната закреплялся не только за его семьей, но и за его вассалами. При завоевании Польшей каких-либо земель, феодал, внедрившийся на эти территории, при этом сообщал свои геральдические эмблемы и новым подданным. В лексиконе шляхтичей того времени вошло понятие «гербовое родство», когда семьи, не состоявшие в генетическом родстве, объединялись под одним гербом. Списки приписанных к одному гербу доходили до нескольких сот фамилий. В практику вошло указывать вместе со своей фамилией или прозвищем и название герба, что объясняет наличие в Польше и Литве большого количества двойных фамилий.

Собственное имя у герба - тоже характерное отличие польско-литовской геральдики. Название гербы получали: - по фамилии магната, владевшего гербом; - по фамилии или прозвищу первого лица, употребившего герб; - по легендарному герою, якобы пользовавшемся этим гербом; - по фигурам или их композициям в гербе.

Если по какой-то причине в композицию герба вносились изменения, то герб менял название или образовывал модификацию (вторую, третью и т.д.) прежнего герба. Были и обратные случаи, когда один и тот же герб в разные периоды носил разные названия. О количественном составе видов и названий польско-литовских гербов есть разные данные. А.Б. Лакиер описал и иллюстрировал 200 польско-литовских эмблем, В.К. Лукомский и В.Л. Модзалевский - 134. В «Польском гербовнике» К. Несецкого приводится список из 505 названий видов польских гербов, внесенных в «Гербовник Царства Польского» (ПГ). В 1892 г. издан в двух томах сборник Высочайше утвержденных дипломов гербов польского дворянства, не вошедших в ПГ, где представлены еще 196 гербов.

До самого конца XVIII века русское дворянство, особенно выслужившееся согласно «Табели о рангах», широко и бесконтрольно использовало польские геральдические эмблемы. Довольно импровизированно ими пользовались и те, кто был потомком польско-литовской шляхты, и те, кто просто узурпировал это право, пользуясь сходством фамилий или какими-то другими соображениями. В.К. Лукомский привел 117 польско-литовских гербов, усвоенных русскими, белорусскими и украинскими родами. Манифест Павла I от 1798 г. об издании «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи» (ОГ) должен был дать толчок к законодательному упорядочению дворянской герботворческой деятельности и правопользованию геральдическими эмблемами, в том числе и польскими, теми или иными родами и лицами.

После вхождения большей части Польши в 1815 г. в состав Российской империи там были сохранены местные геральдические институты и даже были изданы два сборника ПГ. Многие потомки польской шляхты, бывшие не одно поколение на русской службе и даже внесенные в «Бархатную книгу», внесли в ОГ те гербы, к которым были приписаны их предки в Речи Посполитой. Поэтому в ОГ можно увидеть у разных семей, не связанных родством, один и тот же герб.

Источники:

1. Дворянские роды, имеющие гербы, внесенные в Общий и Польский Гербовники и в матрикулы рыцарских родов Курляндии, Лифляндии, Эстляндии и Финляндии // Дворянский Адрес-календарь на 1898 г. СПб., 1898. Т.2. С.416-559.
2. Перечень польских гербов, помещенных в «Польский гербовник» Несецкого // Там же. С.ХХIV-ХХVII.
3. Лакиер А.Б. Русская геральдика. М., 1994.
4. Лукомский В.К., Модзалевский В.Л. Малороссийский гербовник. Киев, 1993 (репринт - СПб., 1914).

Литература:

1. Геральдика. Материалы и исследования Государственного Эрмитажа. Л., 1987.
2. Дыбковская А., Жарын М., Жарын Я. История Польши с древнейших времен до наших дней. Варшава, 1995.
3. Каменцева Е.И., Наумов О.Н. В.К. Лукомский - жизнь и деятельность // Библиографический указатель. М., 1994.
4. Мосунова Т.П. Под покровительством Св. Анны. Екатеринбург, 1996.
5. Пикосинский Ф.О. О родословном происхождении польского дворянства. Краков, 1888.
6. Lojko J. Sredniowieczne herby polskie. Poznan, 1985.