УТОНЧЕННЫЙ СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК,,,,,





                               "ИСКУССТВО - ОДИНОКОЕ ЗАНЯТИЕ" (Дельво)


Кто первым начал говорить про «серебряный век», почему современникам этот термин был так противен и когда он окончательно стал общим местом — Arzamas пересказывает ключевые положения работы Омри Ронена «Серебряный век как умысел и вымысел»

Подготовил Михаил Трунин http://arzamas.academy/materials/601



                         ***************************************************


Как понять Серебряный век?

Десять мемуаров, которые помогут понять эпоху Блока и Дягилева лучше, чем сто литературоведческих статейhttp://arzamas.academy/materials/554
(Из курса «Русская литература XX века. Сезон 2»:http://arzamas.academy/courses/22)


"Генеалогическое древо" художественных группировок Серебряного века и авангарда








История русской культуры

Серебряhttps://arzamas.academy/university/units/5ный век

Франц Шехтель – self made man Серебряного века https://gorbutovich.livejournal.com/197432.html


Савва Морозов, Шехтель и усадьба на Спиридоновке. Особняк МИД https://gorbutovich.livejournal.com/197250.html


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АФИША И ЖУРНАЛЬНАЯ ОБЛОЖКА РУССКИХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ XIX - НАЧ ХХ ВВ. http://ertata.ru/post357309867/

Арт-кабаки Серебряного века: немного про секрет их экономического выживания








Как снимал стресс цвет русской культуры? Когда великий итальянец Томмазо Маринетти в 1914 году приехал в Россию, его отвели в подвальное кафе «Бродячая собака». Он сидел за столиком, осушая бокал за бокалом, не обращал внимания на то, что творилось на эстраде и, периодически стряхивая сонливость, разражался громовой тирадой: «Обладать женщиной — не значит тереться об нее, а проникать телом в тело! Вставлять одно колено между ляжек? Какая наивность! А что будет делать второе?»

Русские посетители кафе от возгласов трепетали — а речь шла о том, как правильно танцевать танго: яростный футурист Маринетти только что опубликовал манифест «Долой танго и Парсифаля!» и шпарил кусками из него. Тема была актуальной — в «Бродячей собаке» как раз этот танец считался самым модным, в пику «устарелым» ужимкам босоногой позерки Айседоры Дункан. https://shakko-kitsune.livejournal.com/1206566.html


Медиумы и мистики Серебряного века

Серебряный век немыслим без увлечения спиритизмом. Arzamas вспоминает главных визионеров, прорицателей и проводников в мир духов начала XX века

Подготовила Мария Боровикова http://arzamas.academy/materials/801

Байки о поэтах Серебряного века http://izbrannoe.com/news/lyudi/bayki-o-poetakh-serebryanogo-veka/


САМЫЕ СТИЛЬНЫЕ ЖЕНЩИНЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Разумеется, в первую очередь — Анна Ахматова с ее гордым профилем и Марина Цветаева с вечной челкой. Но кто кроме них? 

«Профессиональных» красавиц вроде балерины Матильды Кшесинской или актрисы Веры Холодной вспоминать не будем — нас интересуют только интеллектуалки, только богема! 

О Зинаиде Гиппиус http://izbrannoe.com/news/lyudi/o-zinaide-gippius/


Я пришёл к вам со стихами: Георгий Иванов. https://www.youtube.com/watch?v=mwdAIhKfL7w



Женщина-вамп эпохи Серебряного века и ее истинное лицо









«Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!» -- так писал о картине Леона Бакста 1902 года критик Стасов с замшелой бородой. https://shakko-kitsune.livejournal.com/1232484.html


Зимний романс " Не о любви прошу..." https://www.youtube.com/watch?v=C3fzdeImzY8&feature=em-subs_digest


«Демон» Лермонтова – фатализм и теория золотого сечения жизни

Читайте больше на: http://liferead.media/history-people/demon-lermontova-fatalizm-i-teoriya-zolotogo-secheniya-zhizni.html

Маскарад в Александринке в 1917 году - последняя роскошь империи





Вчера рассматривали барышень и дам из "Маскарада" Головина. Это были костюмы для 8-й картины постановки - сцены бала.

А сейчас - самые офигенные костюмы, маскарадные. Для 2-й картины. https://shakko-kitsune.livejournal.com/917233.html

Тэффи. Демоническая женщина http://shakko-kitsune.livejournal.com/833803.html


Разгадывание картины "Моя жизнь - приют комедиантов" и многоугольники Серебряного века https://shakko-kitsune.livejournal.com/1140807.html





Художник: Поль Гюстав Фишер


МАРИНА ЦВЕТАЕВА
Как весело сиял снежинками
Ваш - серый, мой - соболий мех,
Как по рождественскому рынку мы
Искали ленты ярче всех.
Как розовыми и несладкими
Я вафлями объелась - шесть!
Как всеми рыжими лошадками
Я умилялась в Вашу честь.
Как рыжие поддёвки-парусом,
Божась, сбывали нам тряпьё,
Как на чудных московских барышень
Дивилось глупое бабьё.
Как в час, когда народ расходится,
Мы нехотя вошли в собор,
Как на старинной Богородице
Вы приостановили взор.
Как этот лик с очами хмурыми
Был благостен и измождён
В киоте с круглыми амурами
Елисаветинских времён.
Как руку Вы мою оставили,
Сказав: "О, я её хочу!"
С какою бережностью вставили
В подсвечник - жёлтую свечу...
- О, светская, с кольцом опаловым
Рука! - О, вся моя напасть!
Как я икону обещала Вам
Сегодня ночью же украсть!
Как в монастырскую гостиницу
- Гул колокольный и закат -
Блаженные, как имянинницы,
Мы грянули, как полк солдат.
Как я Вам - хорошеть до старости -
Клялась - и просыпала соль,
Как трижды мне Вы были в ярости!
Червонный выходил король.
Как голову мою сжимали Вы,
Лаская каждый завиток,
Как Вашей брошечки эмалевой
Мне губы холодил цветок.
Как я по Вашим узким пальчикам
Водила сонною щекой,
Как Вы меня дразнили мальчиком,
Как я Вам нравилась такой...
Декабрь 1914




АЛЕКСАНДР БЛОК

Осенний вечер так печален;
Смежает очи тающий закат...
Леса в безмолвии холодном спят 
Над тусклым золотом прогалин.

Озер затихших меркнут дали
Среди теней задумчивых часов,
И стынет всё в бесстрастьи бледных снов,
В покровах сумрачной печали!
1898

Художник: Олег Молчанов



Иван Бунин. Жизнь Арсеньева.
Так навсегда и осталась в моем воображении картина, представившаяся мне тогда: большой старый сад, весь уже по осеннему проредевший, живописно обезображенный осенними дождями, бурями и первыми заморозками, засыпанный гниющей листвой, чернеющий стволами и сучьями и пестреющий остатками желтого и красного убора, свежее и яркое утро, ослепительный солнечный свет, блещущий на полянах и теплыми, золотистыми столпами падающий среди стволов вдали в сырой холодок и тень низов, в тонкий, сияющий голубым эфиром дым еще не совсем испарившегося утреннего тумана, перекресток двух аллей и на нем — великолепный столетний клен, который раскинулся и сквозит на ярком и влажном утреннем небе своей огромной раскрытой вершиной, черным узором сучьев с кое-где повисшими на них большими зубчатыми лимонными листьями...
Сколько заброшенных поместий, запущенных садов в русской литературе и с какой любовью всегда описывались они! В силу чего русской душе так мило, так отрадно запустенье, глушь, распад?..
сад за домом был, конечно, наполовину вырублен, хотя все еще красовалось в нем много вековых лип, кленов, серебристых итальянских тополей, берез и дубов, одиноко и безмолвно доживавших в этом забытом саду свои долгие годы, свою вечно-юную старость, красота которой казалась еще более дивной в этом одиночестве и безмолвии, в своей благословенной, божественной бесцельности. Небо и старые деревья, у каждого из которых всегда есть свое выражение, свои очертания, своя душа, своя дума, — можно ли наглядеться на это?
Художник: С. Виноградов


ВЛАДИСЛАВ ХОДАСЕВИЧ

Из окна
1

Нынче день такой забавный:
От возниц, что было сил,
Конь умчался своенравный;
Мальчик змей свой упустил;
Вор цыпленка утащил
У безносой Николавны.

Но — настигнут вор нахальный,
Змей упал в соседний сад,
Мальчик ладит хвост мочальный,
И коня ведут назад:
Восстает мой тихий ад
В стройности первоначальной.

23 июля 1921

2

Всё жду: кого-нибудь задавит
Взбесившийся автомобиль,
Зевака бледный окровавит
Торцовую сухую пыль.

И с этого пойдет, начнется:
Раскачка, выворот, беда,
Звезда на землю оборвется,
И станет горькою вода.

Прервутся сны, что душу душат.
Начнется всё, чего хочу,
И солнце ангелы потушат,
Как утром — лишнюю свечу.

11 августа 1921
Бельское Устье



                                                         ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ

Ранняя осень
Ранняя осень любви умирающей.
Тайно люблю золотые цвета
Осени ранней, любви умирающей.
Ветви прозрачны, аллея пуста,
В сини бледнеющей, веющей, тающей
Странная тишь, красота, чистота.
Листья со вздохом, под ветром, их нежащим,
Тихо взлетают и катятся вдаль
(Думы о прошлом в видении нежащем).
Жить и не жить - хорошо и не жаль.
Острым серпом, безболезненно режущим,
Сжаты в душе и восторг и печаль.
Ясное солнце - без прежней мятежности,
Дождь - словно капли струящихся рос
(Томные ласки без прежней мятежности),
Запах в садах доцветающих роз.
В сердце родник успокоенной нежности,
Счастье - без ревности, страсть - без угроз.
Здравствуйте, дни голубые, осенние,
Золото лип и осин багрянец!
Здравствуйте, дни пред разлукой, осенние!
Бледный - над яркими днями - венец!
Дни недосказанных слов и мгновения
В кроткой покорности слитых сердец!    
                                                                     
САША ЧЁРНЫЙ
Здравствуй, Муза! Хочешь финик?
Или рюмку марсалы?
Я сегодня именинник... 
Что глядишь во все углы?
Не сердись: давай ладошку,
Я к глазам ее прижму...
Современную окрошку,
Как и ты, я не пойму.
Одуванчик бесполезный,
Факел нежной красоты!
Грохот дьявола над бездной
Надоел до тошноты...
Подари мне час беспечный!
Будет время - все уснем.
Пусть волною бытротечной
Хлещет в сердце день за днем.
Перед меркнущим камином
Лирой вмиг спугнем тоску!
Хочешь хлеба с маргарином?
Хочешь рюмку коньяку?
И улыбка молодая
Загорелась мне в ответ:
"Голова твоя седая,
А глазам - шестнадцать лет!"
                                                                       

                                                           НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ

Осень

Когда минует день и освещение
Природа выбирает не сама,
Осенних рощ большие помещения
Стоят на воздухе, как чистые дома.
В них ястребы живут, вороны в них ночуют,
И облака вверху, как призраки, кочуют.
Осенних листьев ссохлось вещество
И землю всю устлало. В отдалении
На четырех ногах большое существо
Идет, мыча, в туманное селение.
Бык, бык! Ужели больше ты не царь?
Кленовый лист напоминает нам янтарь.
Дух Осени, дай силу мне владеть пером!
В строенье воздуха - присутствие алмаза.
Бык скрылся за углом,
И солнечная масса
Туманным шаром над землей висит,
И край земли, мерцая, кровенит.
Вращая круглым глазом из-под век,
Летит внизу большая птица.
В ее движенье чувствуется человек.
По крайней мере, он таится
В своем зародыше меж двух широких крыл.
Жук домик между листьев приоткрыл.
Архитектура Осени. Расположенье в ней
Воздушного пространства, рощи, речки,
Расположение животных и людей,
Когда летят по воздуху колечки
И завитушки листьев, и особый свет,-
Вот то, что выберем среди других примет.
Жук домик между листьев приоткрыл
И рожки выставив, выглядывает,
Жук разных корешков себе нарыл
И в кучку складывает,
Потом трубит в свой маленький рожок
И вновь скрывается, как маленький божок.
Но вот приходит вечер. Все, что было чистым,
Пространственным, светящимся, сухим,-
Все стало серым, неприятным, мглистым,
Неразличимым. Ветер гонит дым,
Вращает воздух, листья валит ворохом
И верх земли взрывает порохом.
И вся природа начинает леденеть.
Лист клена, словно медь,
Звенит, ударившись о маленький сучок.
И мы должны понять, что это есть значок,
Который посылает нам природа,
Вступившая в другое время года.
Художник: Владимир Серебровский




ВЛАДИСЛАВ ХОДАСЕВИЧ
Дождь
Я рад всему: что город вымок,
Что крыши, пыльные вчера,
Сегодня, ясным шелком лоснясь,
Свергают струи серебра.
Я рад, что страсть моя иссякла.
Смотрю с улыбкой из окна,
Как быстро ты проходишь мимо
По скользкой улице, одна.
Я рад, что дождь пошел сильнее
И что, в чужой подъезд зайдя,
Ты опрокинешь зонтик мокрый
И отряхнешься от дождя.
Я рад, что ты меня забыла,
Что, выйдя из того крыльца,
Ты на окно мое не взглянешь,
Не вскинешь на меня лица.
Я рад, что ты проходишь мимо,
Что ты мне все-таки видна,
Что так прекрасно и невинно
Проходит страстная весна.
7 апреля 1908
Москва
                                                                                                                                                        Художник: Д. Спирос



Анна Ахматова. Постановление http://diletant.media/upload/iblock/614/61418f43b6453e5f558f7460319a7215.pdf


Великие наркоманы Серебряного века







Тема влияния наркотиков на культуру Серебряного века терпеливо ждет своего исследователя. Подкинем несколько имен и цитат, не все же из раза в раз вспоминать одного Михаила Афанасьевича Булгакова с его морфием. Ведь были, говорят, еще и Гумилев, Есенин, Брюсов, Хлебников — и многие, многие другие... https://shakko-kitsune.livejournal.com/1166757.html

Приличные любовные истории Серебряного века и авангарда





Богемная жизнь первых десятилетий ХХ столетия была полна эпатажных романов — внебрачных или однополых связей, любовных треугольников, «шведских» семей, самоубийств из‑за разбитого сердца и прочих шокирующих историй. Мы решили вспомнить те пары, которые жили пристойно, долго и, пожалуй, счастливо. Что удивительно, большинство из них занимались не только амурами, но и совместным творчеством, общим делом. Может быть, вот она — разгадка семейного счастья? https://shakko-kitsune.livejournal.com/878290.html
                                            Любовные треугольники Серебряного века

Блок и Мережковский с женами, Брюсов и Белый с любовницами, Ахматова и Гиппиус с любовниками, а также Михаил Кузмин: главные маршруты свободной любви начала XX века

Подготовила Александра Чабан http://arzamas.academy/materials/796

"Как ярко он горел - поймав перо жар-птицы..." М. Врубель.  http://www.artplot.ru/sv/3363-kak-yarko-on-gorel-poymav-pero-zhar-pticy-m-vrubel.html

Художники и их модели
Судейкин Сергей Юрьевич (1882 - 1946) . Портрет Веры де Боссе (Портрет Веры Судейкиной) 1921г.
Томас Манн говорил о Вере Стравинской:
— Это типичная русская красавица!..
Кстати, ее отец был француз, мать — шведка.
В молодости Стравинская была женой англичанина Шиллинга. Понравилась Таирову. Он пригласил ее в свой театр. Представляя молодую актрису труппе, говорил:
— Не было ни гроша, да вдруг — Шиллинг…
Затем она была женой художника Судейкина. Показывая ее друзьям, Судейкин восклицал:
— Обратите внимание на ее плечи! Обратите внимание на ее талию!..
Однажды к нему заехал Стравинский. Услышал:
— Обратите внимание на ее шею!..
Стравинский проявил исключительное внимание. Вера Артуровна на долгие годы стала его подругой. А затем и женой.
С. Довлатов, "Не только Бродский"




Летом 1917 года Вера Артуровна с Судейкиным сбежали из Петрограда в Крым. Здесь же оказался и Осип Мандельштам, обессмертивший её в стихотворении, начинающимся очень похожим портретом Веры:

Золотистого меда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
— Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем, — и через плечо поглядела.

Гораздо драматичнее сложилась судьба другой чаровницы из "Бродячей собаки" - Ольги Судейкиной. Та Вера, которая описывала Богданову-Бельскую в Ялте, была другой женой художника Судейкина. Ее Судейкин в 1916 году вывез в Крым, а затем в 1917 - в Париж, не позаботившись развестись с первой супругой, Ольгой. Потом, уже в эмиграции, Ольга будет шантажировать этим Судейкина - формального двоеженца. Судейкину, впрочем, отольются все мышкины слезки. В конце 20-х гг. роскошная Вера Шиллинг бросила его, сделавшись женой композитора Стравинского...



АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ
Девочка с капризами
Мы читаем Шницлера. Бредим мы маркизами.
Осень мы проводим с мамой в Туапсе.
Девочка с привычками, девочка с капризами,
Девочка не «как-нибудь», а не так, как все.
Мы никем не поняты и разочарованы.
Нас считают маленькой и теснят во всем.
И хотя мы мамою не очень избалованы,
Все же мы умеем поставить на своем.
Из-за нас страдают здесь очень-очень многие.
Летом в Евпатории был такой момент,
Что Володя Кустиков принял грамм цикория.
Правда, он в гимназии, но почти студент.
Платьица короткие вызывают страстные
Споры до истерики с бонной и мама.
Эти бонны кроткие - сволочи ужасные.
Нет от них спасения. Хуже, чем чума!
Вечно неприятности. Не дают возможности,
Заставляют волосы распускать, как хвост.
Что это, от глупости иль от осторожности?
А кузен Сереженька все острит, прохвост!
Он и бонна рыжая целый день сопутствуют.
Ходишь, как по ниточке,- воробей в плену!..
Девочка с капризами, я Вам так сочувствую.
Вашу жизнь тяжелую я один пойму!
Художник: Герда Вегенер

У Набокова есть эссе о пошляках и пошлости, в котором он емко и четко характеризует как само явление, так и носителей данного «стиля жизни».
Писано знаменитое эссе как будто сегодня: широкий спектр жизненных сентенций идеально совпадает с настоящим временем, свидетельствуя – современное общество задыхается от пошлости, которая лезет со всех щелей. http://econet.ru/articles/137685-o-poshlosti-i-durakah


                                                      МАРИНА ЦВЕТАЕВА

Не думаю, не жалуюсь, не спорю.
Не сплю.
Не рвусь
ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,
Ни к кораблю.
Не чувствую, как в этих стенах жарко,
Как зелено в саду.
Давно желанного и жданного подарка
Не жду.
Не радует ни утро, ни трамвая
Звенящий бег.
Живу, не видя дня, позабывая
Число и век.
На, кажется, надрезанном канате
Я - маленький плясун.
Я - тень от чьей-то тени. Я - лунатик
Двух темных лун.




                                                       Как и что пить:
                                                    (   советы Бунина    )

От шампанского до крестьянской водки, пахнущей сапогами: лучшие цитаты о радости пития http://arzamas.academy/materials/833


                                             ДМИТРИЙ МЕРЕЖКОВСКИЙ

Темнеет. В городе чужом
Друг против друга мы сидим,
В холодном сумраке ночном,
Страдаем оба и молчим.
И оба поняли давно,
Как речь бессильна и мертва:
Чем сердце бедное полно,
Того не выразят слова.
Не виноват никто ни в чем:
Кто гордость победить не мог,
Тот будет вечно одинок,
Кто любит,- должен быть рабом.
Стремясь к блаженству и добру,
Влача томительные дни,
Мы все - одни, всегда - одни:
Я жил один, один умру.
На стеклах бледного окна
Потух вечерний полусвет.-
Любить научит смерть одна
Все то, к чему возврата нет.




                                             Комета Галлея: паника века

Как пролетевшая рядом с Землей комета Галлея стала причиной всемирной паники, вдохновила авантюристов и петербургских поэтов и почему русским людям казалось, что от нее разит водкой

Подготовили Александра Чабан, Артем Шеля http://arzamas.academy/materials/491


                                                        ГЕОРГИЙ ИВАНОВ

Черные вишни, зеленые сливы,
Желтые груши повисли в садах…
Ясною осенью будешь счастливой,
Будешь, мечтая, гулять при звездах.

Все неизменно: любимые книги,
В горнице низкой цветы на окне,
И нетяжелые скуки вериги,
И равнодушная память о мне.

Художник: Camilla Göbl-Wahl

                                                   Весь курс за 5 минут

Курс Льва Лурье о Петербурге накануне революции — в самом кратком изложении http://arzamas.academy/materials/657

                                        Юрий Анненков. Дневник моих встреч. 

Пастернак был москвичом. Но подлинной родиной и творческой атмосферой Пастернака были и остались Вселенная и Вечность. Более близких границ он, при его дальнозоркости, не замечал. Недаром Пастернак писал: 

В кашне, ладонью заслонясь, 
Сквозь фортку крикну детворе: 
— Какое, милые, у нас 
Тысячелетье на дворе? 
Кто тропку к двери проторил, 
К дыре, засыпанной крупой, 
Пока я с Байроном курил, 
Пока я пил с Эдгаром По? 

Национальные и патриотические вспышки не захватывали Пастернака — они только мешали спокойствию его творчества.


                                                             Евгений Шварц.
"Прямой, сухонький, с темным лицом и плотно сжатыми губами, он идет через зал к президиуму, поднимается на эстраду, подходит к трибуне. Молча смотрит в зал. Там становится очень тихо. И тогда высоким, раздраженным голосом, в котором усталость и холодное отчаяние, Зощенко говорит:
— Что вы от меня хотите? Вы хотите, чтобы я сказал, что я согласен с тем, что я подонок, хулиган и трус? А я — русский офицер, награжденный георгиевскими крестами. И я не бегал из осажденного Ленинграда, как сказано в постановлении — я оставался в нем, дежурил на крыше и гасил зажигательные бомбы, пока меня не вывезли вместе с другими. Моя литературная жизнь окончена. Дайте мне умереть спокойно.
Спустился в зал, в мертвой тишине прошел между рядами — и ушел, ни на кого ни разу не взглянув. И долго еще в зале стояла тишина. Все сидели, опустив головы. Каждый боялся встретиться глазами с соседом."
На фото: Памятник Михаилу Зощенко в Сестрорецке





Музыка поэзии серебряного века  http://museum.lib.kherson.ua/ru-muzika-poezii-sribnogo-stolittya.htm


                                                        АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ




Доченьки мои
У меня завелись ангелята, 
Завелись среди белого дня! 
Все, над чем я смеялся когда-то, 
Все теперь восхищает меня! 
Жил я шумно и весело - каюсь, 
Но жена все к рукам прибрала. 
Совершенно со мной не считаясь, 
Мне двух дочек она родила.
Я был против. Начнутся пеленки... 
Для чего свою жизнь осложнять? 
Но залезли мне в сердце девчонки, 
Как котята в чужую кровать! 
И теперь, с новым смыслом и целью 
Я, как птица, гнездо свое вью 
И порою над их колыбелью 
Сам себе удивленно пою:
"Доченьки, доченьки, доченьки мои! 
Где ж вы, мои ноченьки, где вы, соловьи?" 
Вырастут доченьки, доченьки мои... 
Будут у них ноченьки, будут соловьи!
Много русского солнца и света 
Будет в жизни дочурок моих. 
И, что сомое главное, это 
То, что Родина будет у них! 
Будет дом. Будет много игрушек, 
Мы на елку повесим звезду... 
Я каких-нибудь добрых старушек 
Специально для них заведу!
Чтобы песни им русские пели, 
Чтобы сказки ночами плели, 
Чтобы тихо года шелестели, 
Чтобы детства забыть не могли! 
Правда, я постарею немного, 
Но душой буду юн как они! 
И просить буду доброго Бога, 
Чтоб продлил мои грешные дни!
Вырастут доченьки, доченьки мои... 
Будут у них ноченьки, будут соловьи! 
А закроют доченьки оченьки мои - 
Мне споют на кладбище те же соловьи.
1945

Александр Вертинский. ДОЧЕНЬКИ МОИ. https://www.youtube.com/watch?v=RWpX6sNYBok


Календарь на 1904 год в стиле модерн http://www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque/post68167519/


                                      Александр Куприн. Гранатовый браслет

"...Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.
— Вы видели когда-нибудь такую любовь, дедушка? — тихо спросила Вера.
— Нет, — ответил старик решительно. — Я, правда, знаю два случаях похожих. Но один был продиктован глупостью, а другой... так... какая-то кислота... одна жалость..."








































СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОГО ФАНТИКА


.

В Политехническом музее прошла выставка "Серебряный век русского фантика", экспозиция конфетных оберток, созданных в конце XIX - начале ХХ веков. Рынок кондитерских изделий в то время был на подъеме, а над дизайном фантиков трудились даже Врубель и Билибин. Благодаря этому многие обертки становились настоящим произведением искусства.


Read more: http://allday2.com/index.php?newsid=474004#ixzz4EMicyGGG


Рекламист, учитель, библиотекарь. Кем работали поэты Серебряного века




Василий Розанов. Автор "Балаганчика" о петербургских Религиозно - философских собраниях.

Но изо всех декадентов решительно больше всех процветал в прошлую зиму г. Александр Блок. Легенда рассказывает, что актеры и в особенности актрисы театра г-жи Комиссаржевской в Петербурге осыпали его цветами и, может быть, не одними цветами, во время постановки знаменитого "Балаганчика" и буквально чуть не задушили его не в одном фимиаме похвал, но и в чем-то более осязательном. "Балаганчик" ставился чуть не подряд сто раз, а по истечении первой сотни представлений он ставился с промежутками после двух дней в третий. О нем говорил весь Петербург. О нем кричала пресса. И хотя одни доказывали, что это - "ерунда", но зато другие уверяли, что это - "гениально". Решительно, Александр Блок был самою интересною фигурою за весь зимний сезон 1906 - 1907 года, ну, конечно, не считая тех выигрышных лошадей, что вечно брали призы на бегах... Те были еще знаменитее, о них говорили и спорили больше, но "божественные" лошади - применяя эллинско-декадентскую терминологию, - уже выходят за пределы человеческого, открывают область зоологии, и Александр Блок не может особенно оскорбляться тем, что на арене мировой славы его побило копыто лошади... 
"Балаганчик", видите ли, - задумчивая вещь. В ряде сцен, ничем не связанных и, по-видимому, бессмысленных, не столько показывается и доказывается (ибо этого ни показать, ни доказать нельзя), сколько излагается, что вся человеческая жизнь и все человеческие отношения, в сущности, представляют собою балаган, плутовство, что-то в высшей степени незначащее и в высшей степени ненужное. Нельзя сказать, чтобы мысль эта отличалась поразительной новостью, и здесь все зависит от того, "как сказано" и "кем сказано". Разумеется, если ее говорит Экклезиаст-Соломон, построивший первый и единственный храм Богу, написавший ранее "Песнь песней" и "Премудрость", все испытавший, все видавший, всего достигший, то тут есть чего послушать. Но если ту же тему повторяет русский коллежский регистратор, например, женившийся на приданом, недополучивший его и затем пришедший к мысли, что "брак - ерунда", или подвыпивший сельский дьячок, который скандирует: 

Все ничто в сравненьи с вечностью 
И с соленым огурцом,




Ра Мессерер

Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая (творческий псевдоним — Ра Мессерер) (1902, Вильна — 1993, Москва) — советская актриса немого кино, мать известной балерины Майи Плисецкой и постановщика Александра Плисецкого.  http://family-values.ru/sudba/ra_messerer_2760.html

Приличные любовные истории Серебряного века и авангарда http://shakko-kitsune.livejournal.com/878290.html

ЛИ РУ: профиль " СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК " http://www.liveinternet.ru/community/803483/profile/




Бенедикт Лившиц  http://www.silverage.ru/poets/livshiz_poet.html


Авторские архитектурные очерки, фотографии, статьи о модерне http://www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque/
Прекрасная эпоха модерна http://modern1900.blogspot.com/

Похищенное возрождение (русский модерн) http://www.wmos.ru/architecture/detail.php?ID=4909

 Модерн. Лучшие произведения http://www.ozon.ru/context/detail/id/5631501/
 Путеводитель коллекционера. Модерн http://www.ozon.ru/context/detail/id/2306822/

Серебряный Век: Творцы, Творения, Эпоха https://www.facebook.com/Silvercentury

ПСИХОЛОГИЯ. ПОЭЗИЯ. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. НИКОЛАЙ ГУМИЛЁВ. http://www.liveinternet.ru/users/3874862/rubric/1931329/


ЛЕГЕНДЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. ВЕРТИНСКИЙ АЛЕКСАНДР http://www.liveinternet.ru/users/3874862/post153768709


АННА АХМАТОВА. " МНЕ ГОЛОС БЫЛ..." 1917Г http://www.liveinternet.ru/users/3874862/post155759237


АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ. 122 ГОДА СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ.
http://www.liveinternet.ru/users/3874862/post157451628


ОБРАЗЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. http://www.liveinternet.ru/users/3874862/post183070601


Петербургский свет, Юсуповы, дом на Мойке
"В таком виде вышли мы в город. На Невском, пристанище проституток, нас тотчас заметили. Чтоб отделаться от кавалеров, мы отвечали по-французски: «Мы заняты» – и важно шли дальше. Отстали они, когда мы вошли в шикарный ресторан «Медведь»."

Интерьеры Юсуповского дворца на Мойке в Санкт-Петербурге
и фрагменты мемуаров последнего из князей Юсуповых. http://gorbutovich.livejournal.com/134446.html





МУЗЫКА И ЖИВОПИСЬ. СЕМЬ ЦВЕТОВ. ГОЛУБОЙ http://www.liveinternet.ru/users/3874862/post265041290


МУЗЫКА И ЖИВОПИСЬ. СЕМЬ ЦВЕТОВ. СИНИЙ. http://www.liveinternet.ru/users/3874862/post265123639


МУЗЫКА И ЖИВОПИСЬ. СЕМЬ ЦВЕТОВ. БЕЛЫЙ. http://www.liveinternet.ru/users/3874862/post261179019


МУЗЫКА И ЖИВОПИСЬ. СЕМЬ ЦВЕТОВ. КРАСНЫЙ. http://www.liveinternet.ru/users/3874862/post260368358


МУЗЫКА И ЖИВОПИСЬ. СЕМЬ ЦВЕТОВ. ОРАНЖЕВЫЙ.

http://www.liveinternet.ru/users/3874862/post263113870


МУЗЫКА И ЖИВОПИСЬ. СЕМЬ ЦВЕТОВ. ЖЁЛТЫЙ. http://www.liveinternet.ru/users/3874862/post263483177

МУЗЫКА И ЖИВОПИСЬ. СЕМЬ ЦВЕТОВ. ЗЕЛЁНЫЙ. http://www.liveinternet.ru/users/3874862/post264839884


МУЗЫКА И ЖИВОПИСЬ. СЕМЬ ЦВЕТОВ. ФИОЛЕТОВЫЙ.

http://www.liveinternet.ru/users/3874862/post266971750

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «БУКНИКА» — АУДИОВЕРСИЯ «ВОСПОМИНАНИЙ» ТЭФФИ.
ТЕКСТ НАЧИТАН ВЛАДИМИРОМ ЕРМИЛОВЫМ ПО ПАРИЖСКОМУ ИЗДАНИЮ 1932 ГОДА. ПРЕДИСЛОВИЕ ПОЭТА И ИССЛЕДОВАТЕЛЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПОЛИНЫ БАРСКОВОЙ.
http://booknik.ru/yesterday/teffi/

ДРАГОЦЕННЫЕ УКРАШЕНИЯ \ КОЛЬЕ-ОШЕЙНИК ВРЕМЕН МОДЕРНА http://www.liveinternet.ru/users/lomovolga/post273569592/  


В СТИЛЕ ART NOUVEAU - АР НУВО (МОДЕРН) \1\ http://www.liveinternet.ru/users/lomovolga/post338808022/page1.html#BlCom663263343


В СТИЛЕ ART NOUVEAU - АР НУВО (МОДЕРН) \2\ http://www.liveinternet.ru/users/lomovolga/post338852005/

В СТИЛЕ ART NOUVEAU http://www.liveinternet.ru/users/3874862/post365927508/


                                                         УКРАИНСКОЕ


Харьков в стиле модерн http://turbina.ru/guide/Kharkov-Ukraina-91367/Zametki/Kharkov-v-stile-modern-56513/

«Серебряный век» украинской мысли — проблемы и перспективы http://www.day.kiev.ua/ru/article/nota-bene/serebryanyy-vek-ukrainskoy-mysli-problemy-i-perspektivy

Киев. Музыка и театр в начале XX века http://www.interesniy.kiev.ua/zhizn-v-kieve/razvlecheniya-i-otdyh-kievlyan/teatralnaya-zhizn/kiev-muzyka-i-teatr-v-nachale-xx-veka/

Деятели «эпохи украинского возрождения» XIX века: Николай Иванович Костомаров и Владимир Бонифатьевич Антонович. http://vsenichego.ru/?p=4443

Культура второй половины XIX ст http://histua.com/ru/knigi/istoriya-ukraini-zaruba-vaskovskij/kultura-vtoroj-poloviny-xix-st


Культурные процессы в Украине в 20-е годы 20 века http://bagazhznaniy.ru/history/3225


Серебряный век в лицах http://webkamerton.ru/2010/08/serebryanyj-vek-v-licax/


Украинский театр 20-го века http://theatre.atdigest.ru/1-istoriya-teatra/113-teatr-v-ukraine/257-ukrainskij-teatr-20-go-veka.html


000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000







Семья и её бюджет в эпоху модерна http://www.liveinternet.ru/users/3317942/post117106259/



КЛУБ любителей русской поэзии   http://www.liveinternet.ru/community/803483/profile/


ТЭФФИ http://www.liveinternet.ru/users/2496320/post126773718/


Любить даром. Надежда Тэффи http://www.liveinternet.ru/users/3780265/post294133253/


Айседора Дункан : Прощайте, я иду к славе! http://www.liveinternet.ru/users/3780265/post294354645/



Таруса Прогулка по Серебряному веку http://www.liveinternet.ru/users/3780265/post190004074/

Стихи Серебряного века. http://nezhna.com/rubric/1106346/

Образы Серебряного века http://www.liveinternet.ru/users/4977980/rubric/3491148/

Русские сезоны Сергея Дягилева http://affinity4you.ru/post120345090/

Культура и искусство модерна http://mith.ru/treasury/modern/ruth.htm


А.Н.Бенуа.Азбука в картинках http://affinity4you.ru/post114301456/

"Художники Серебряного века" из собрания Харьковского музея http://www.museum.ru/N32512

Надежда Ламанова – легенда русской моды «серебряного века» http://www.liveinternet.ru/users/tatasoz/post251942218/

Гребни и шпильки эпохи модерна и ар-деко http://www.liveinternet.ru/users/2496320/post254394270/

История Моды » Гребни и шпильки эпохи модерна и ар-деко http://www.liveinternet.ru/users/ludasestra/post257475025

Девушки журналов эпохи модерна http://nezhna.com/post109656516/


Ах, завитки, завитки, завитки....
Стиль модерн: описание, особенности, примеры. Использование в интерьере гостиной http://www.liveinternet.ru/users/van-toi-ra/post245820689/


Серебро в стиле модерн. http://www.liveinternet.ru/users/5151082/post259029206/
Бабочки Art Nouveau http://nezhna.com/post154811528/


Бронза эпохи модернъ http://nezhna.com/post111831484/


Фарфор эпохи модернъ http://nezhna.com/post112495167/

Стекло эпохи модернъ http://nezhna.com/post110912797/


Модерн. Балконы. http://www.liveinternet.ru/users/4996214/post245859504/

Модерн. Балконы. http://www.liveinternet.ru/users/4996214/post245859663/

Модерн. Балконы. http://www.liveinternet.ru/users/4996214/post245859565/

Модерн. Балконы. http://www.liveinternet.ru/users/4996214/post245859694/ 

Модерн. Двери. http://www.liveinternet.ru/users/4996214/post245732628/


Ирисы в живописи... ИРИС- утонченный и изысканный цветок с тончайшим ароматом- именно он- СИМВОЛ МОДЕРНА....

http://affinity4you.ru/post110731065/
Возьми цветную кисть, к бумаге только
Мгновенно прикоснись движеньем тонким.
По влажной белизне прозрачной синью
Пусти волну к волне размытых линий.

Теперь цветок живой - прохладный ирис,
Воскресно-голубой, и солнца примесь.
Бутоны, лепестки, стеблей извивы -
Взволнованны, легки твои мотивы.

© Ирина Бывшева

Ирисы http://affinity4you.ru/post98253204/

Иллюстрации Альфонса Мухи на монетах. http://www.liveinternet.ru/users/iposlad/post230687191/


Альфонс Муха

Сказки Голубой феи
...Я знаю ее -- это фея голубого воздуха и весеннего неба, фея золотого солнца и майского праздника.

...Она смеется.
Она всегда смеется, голубая, радостная, беспечная.

-- Я прилетела, -- говорит она, -- передать тебе то, про что шумит лес и журчит речка, про что поют соловей и весна, рассказать о том, как живут, радуются и страдают маленькие королевы, как веселятся крошечные феи.
И про суровых и кротких королей, про добрых волшебников, про бедных и несчастных людей и еще про многое-многое другое расскажу тебе сказки. А ты, большая, передашь эти сказки маленьким людям...

...фея смеется. Звенит, поет ее серебристый голосок.

Залепетала, зазвенела фея, -- и я узнала от нее все, все...
Знаю теперь, что нашептывает лес... О чем лепечет речка...
Про что шумит ветер...
Что посылает солнце в золотых лучах...
Как страдают люди, как веселятся феи, как живут короли и королевны...

Знаю сказки, переданные мне Голубой феей. Их было много-много, но всех не запомнить. Что запомнила -- расскажу, что позабыла -- повторит в другой раз Голубая фея.

Не взыщите...


Elisabeth Sonrel (French, 1874 - 1953)  http://www.liveinternet.ru/community/solnechnolunnaya/post221978569/

И была вся она - голубою...  http://www.liveinternet.ru/community/solnechnolunnaya/post71350864/

Ее душа, как свет необычайный,
как белый блеск за дивными дверьми,
меня влечет. Войди, художник тайный,
и кисть возьми.

Изобрази цветную вереницу
волшебных птиц, огнисто распиши
всю белую, безмолвную светлицу
ее души.

Возьми на кисть росинки с розы чайной
и красный сок раскрывшейся зари.
Войди, любовь, войди, художник тайный,
мечтай, твори.

В.Набоков

Голубая дама

В этот день, как огромный опал,
Было небо прозрачно... И некто,
В черный плащ запахнувшись, стоял
На мосту у Большого проспекта...

И к нему, проскользнув меж карет,
Словно выйдя из бархатной рамы,
Подошла, томно вскинув лорнет,
В голубом незнакомая дама...

Был на ней голубой кринолин,
И была вся она - голубою,
Как далекий аккорд клавесин,
Как апрельский туман над Невою...

- 'Государь мой, признайтесь: ведь вы
'Тот вельможа, чей жребий так славен,
Князь Тавриды Потемкин?' - 'Увы,
'Я всего только старый Державин!'.

И, забыв о Фелице своей,
Сбросив с плеч тяготившие годы,
Старый мастер сверкнул перед ней,
Всею мощью державинской оды...

Но она, подобрав кринолин,
Вдаль ушла, чуть кивнув головою...
Как далекий аккорд клавесин,
Как апрельский туман над Невою...

Н.Огнивцев

Любовь покоряет обманно,
Напевом простым, неискусным.
Еще так недавно-странно
Ты не был седым и грустным.

И когда она улыбалась
В садах твоих, в доме, в поле,
Повсюду тебе казалось,
Что вольный ты и на воле.

Был светел ты, взятый ею
И пивший ее отравы.
Ведь звезды были крупнее,
Ведь пахли инече травы,
Осенние травы.

А.Ахматова

http://imwerden.de/pdf/mandelstam_nadezhda_ob_akhmatovoy_2008_text.pdf
НАДЕЖДА МАНДЕЛЬШТАМ
ОБ АХМАТОВОЙ


Бронза эпохи модернъ

http://affinity4you.ru/post111846133/

Эпоха модерна с ее мифологизмом, сказочностью, иллюзорно прекрасным миром, полным романтически возвышенных обобщенных образов, стала не только явлением мировой художественной культуры, но и определяла весь образ жизни.
Романтическое восприятие художественных стилей давно прошедшего времени предопределяло создание предметов интерьера, объединявших стилизованные элементы готики, классицизма, ренессанса и барокко.

http://marrietta.ru/post240783905/ Модерн. Примеры оформления гостиной в стиле модерн.