АДАБАШЬЯН О УЖЕ ИДУЩЕЙ ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ И НЕ ТОЛЬКО Давнее интервью Адабашьяна, начала этого года. Но в тему, как это часто получается у творцов эстетической современности по зову вечности. Спасибо, что напомнили это роскошное интервью, Nikolay Reznichenko. Про революции Не нам решать, как все пойдет. Не от нас это зависит. Конечно же, эволюция — это более правильный способ движения вперед, но это если вы, как буддист, предполагаете, что будете жить вечно. А так как хочется иметь результат сразу и немедленно, обрести свободу и сразу зажить замечательно, причем мне, в первую очередь — это приводит к результатам, которые имеет итогом любая революция, которую задумывают романтики, совершают фанатики, а результатами пользуются негодяи. Вечная схема. Наше отличие от той же Франции, что мы к своей революции относимся довольно сурово. А французы ставят своим революционерам памятники — Дантону, Робеспьеру… Там все это овеяно романтикой. Но я изучал эту тему, сняв три картины во Франции и четыре — в Италии (владею этими языками свободно). Одна картина была связана с Марией-Антуанеттой. Большего ужаса и патологического кошмара, несравнимого по зверству ни с чем, что происходило у нас, я не знал. Пожалуй, Холокост близок к этому. Но и там не было такого упоения лишением жизни, когда с пяти утра занимались места у гильотины — женщины ждали, когда, наконец, машинка заработает. А если я вам в подробностях расскажу, как убивали принцессу Ламбаль (фаворитку королевы), наше мероприятие закончится. Третья мировая уже идет. Надо строжайше соблюдать личную духовную гигиену Третья мировая война уже давно идет и развивается по законам эпидемии — непонятно откуда берется и неизвестно, когда закончится. Единственное, что можно делать — соблюдать личную гигиену — не есть из чужих тарелок, не ходить на большие скопища народа, не лизать ни чужих тарелок, ни рук, а пытаться жить своим умом… Про памятники Памятник истории — это и есть памятник истории. Это было. Стоит в Италии монумент Муссолини. Он же был. И Дантон с Робеспьером во Франции стоят, хотя, если разбираться с их деяниями — волосы дыбом… Слишком много символического значения мы всему этому придаем. Мол, установка памятника князю Владимиру означает… Да ничего она не означает — это веха в истории, и зачем от этого отмахиваться? Он был. И Грозный был. И Ленин был. Я не говорю, что всем надо ставить памятники, но все же это ключевая фигура в истории — это вам не Малюта Скуратов при Грозном, но в его деяниях есть и черное, и белое — всякое. Про миссию Америки В воспоминаниях князя Волконского я вычитал фразу, которую тот, в свою очередь, вычитал у Диккенса: «Миссия Америки — опошлить Вселенную». Это не я — это Диккенс придумал в 19-м веке. Но я думаю, что эта миссия благополучно выполнена. Бороться с этим чрезвычайно трудно, потому что появился чрезвычайный эквивалент всего, любого художественного произведения — это рентабельность. Сколько оно принесло денег. Про покаяние У каждого есть скелеты в шкафу. Для кого-то нужна передача Меньшовой «Наедине со всеми», чтобы покаяться. Кто-то идет к священнику. По-моему, исповедоваться в интервью, это как перепутать пост с диетой. Пост направлен внутрь, а диета — наружу. Диета — это чтобы лучше выглядеть, а исповедь — чтобы выглядеть как можно хуже перед тем, перед кем исповедуешься… Как можно говорить, что целый народ должен покаяться? Германия всем ставит в пример, что она покаялась. Вспомните ее историю — это последовательный ряд попыток реванша. Перед этим было покаяние, затем накапливались раздражения, потом — попытка очередного реванша, неудача, снова покаяние… Не думаю, что они успокоились. И потом трудно говорить за весь народ. В чем должна покаяться вся Россия? В том, что происходило в 50-е годы? Это же не лично Сталин расстреливал, а кто писал доносы? Сейчас выясняется, что замечательные писатели чудно писали друг на друга. Изменилось ли что-то? И не только у нас. Думаю, каждому надо начинать с себя, а не говорить, что весь народ покается, и я до кучи с себя смою. Про гнилую интеллигенцию Увы, интеллигенция поделилась на наши-ваши, свои-чужие. Ситуация отвратительная. Это один из признаков происходящей эпидемии. Строго говоря, подобное было всегда в творческой. Почитайте воспоминания того же Валентина Серова… Но все это шло в масштабе творческом. Не разделялись на ваших и наших. И таких масштабов, как сейчас, не было. Да, так называемый идеологический раздел распилил и нас. Про роль Ленина в истории У меня есть такое апокрифическое представление, что если бы он прожил подольше, то все сложилось бы несколько по-иному. Думаю, НЭП, который был учрежден надолго, и правительство, которое он вокруг себя собрал (Менжинский говорил на многих языках, Чичерин играл на фортепиано, Луначарский писал пьесы, с тех пор министры культуры, по-моему, ничего, кроме доносов, не писали… нет, Мединский пишет) привели бы потихонечку к построению милого буржуазного государства на манер обожаемой Франции, Швеции и Германии, где Ленин был бы президентом. Вы знаете, что на броневик он забирался в котелке, а кепку ему потом всунули — сообразили, что несообразно. Все было бы тихо-мирно. Но тут пришли ребята, которые, пока министры пили «кофэ» и рассуждали о прекрасном, грабили банки, взрывали и убивали людей, но которым места в этом чудном правительстве не нашлось. И дедушку прибрали. Грабь награбленное — это был лозунг момента, а личным стяжательством Ленин никогда не отличался, что отмечали его самые заклятые враги… Лозунги Октября были простыми и ясными, но, скажите, какие фабрики получили рабочие? У Великой Октябрьской социалистической революции были простые и ясные лозунги: «Мир — народам», «Землю — крестьянам», «Фабрики — рабочим». Есть, за что биться. И что в итоге? Вместо мира — гражданская война. Что получили крестьяне? Лишь в 1974 году была закончена паспортизация, а до этого они были никем — по бумагам этих крестьян не существовало в природе. А какие фабрики получили рабочие?

Комментариев нет:

Отправить комментарий