#МУРЗЫкори(Ы)цки ...

Мурза https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%B7%D0%B0
Мурза́ (также Мирза, Мырза; от перс. ﺍﻣﻴﺮ ﺰﺍﺩﻩ‎, ами́р-задэ́ — принц) — аристократический титул в тюркских государствах, таких как Казахское, Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства и Ногайская Орда[1]. Слово "мурза" эквивалентно по значению словам "саид" (сайид), тура (туры) и эмир или ходжа (худжа) в других языках народов Средней Азии. Среднеазиатские родоплеменные союзы имеют схожие культуры и общую историю, и все эти слова переводятся на русский как "правитель" или "господин".

Переход татарских мурз на службу в московское, тверское и рязанское княжества начался ещё во времена Золотой Орды, ведь такие переходы не считались изменой, так как все были подданными великого хана.

После захвата Казани русским войском в 1552 году некоторые мурзы перешли на русскую службу, а другие были казнены. Многие мурзы утратили свои земельные владения и стали купцами. После Октябрьской революции большинство мурз эмигрировало.
Мурза — это высший слой татарского дворянства. В России титул мурзы считался эквивалентом графского. Мурза считался чуть выше графа. Обычно мурзы не относились к слою чингизидов, так как те при переезде либо полностью теряли особый титул — включаясь в состав думы, либо писались как сиятельные князья (получив воеводство) в соответствии с принципом «шапка или шуба». Известно, что многие крупнейшие дворянские роды России, в том числе княжеские, гордились тем, что происходят от знатных татарских родов. В тюрко-татарской аристократической системе было много различных титулов, например, высшим титулом после хана был «карачи», затем «бек», «улан», «гурген[2]» и другие, но все они при переходе в русскую систему назывались лишь двумя терминами — князьями и мурзами. Свою знать многие тюркские народы называли мурзами. Сам термин «мурза» (мирза) был заимствован в тюркскую титулатуру из персидского языка. Это название сохранилось и после того, как мурзы вошли в ряды российского дворянства, причём часто они получали в документах также и титул князя.

Власти московского государства были заинтересованы переходом татарских мурз на службу, а в особенности тех, кто имел власть над своими подданными и всячески пытались их привлечь на свою сторону. Для того, чтобы избежать смуты на религиозной основе, одним из условий приёма мурз в подданство и наделения землями и поместьями, было принятие православной веры. Указ царя, великого князя Федора Алексеевича от 16 мая 1681 года: "Об отписке у Мурз и Татар поместий и вотчины и выгодах, какие, принявшим христианскую веру предоставляется" предусматривал, что не у крещённых мурз и татар отбирать собственность, землю, крестьян, а налоги и подати в их казну не платить. Мурзам принявшим православную веру, вернуть собственность и землю, давать поместное жалование, а беспоместным мурзам платить по 10 рублей, женам их по 5 рублей, что было сопоставимо с годовым жалованием служилых людей. Указ от 03 ноября 1713 года "О крещении в Казанской и Азовской губернии магометян, у которых в поместьях и вотчинах находятся крестьяне православной веры" практически полностью аналогичен царскому указу от 1681 года[3].

Коренной перелом в отношении мурз произошел во времена правления Екатерины II. В указе Императрицы, данное фельдмаршалу Г.А. Потёмкину от 01 ноября 1783 года, говорилось, что позволяется татарских мурзам поступать на военную службу и награждать их чинами обер-офицерскими не выше премьер-майора, а если будут достойны большего, подавать прошения на её имя. Императрица решила восстановить мурз в дворянском достоинстве и ею дано указание Сенату разработать соответствующие документы и 22 февраля 1784 года указ о возведении татарских беков и мурз в российское дворянское достоинство был подписан[4]. Данный указ предусматривал подачу прошений, с предоставлением документов подтверждающих право на дворянства, предусмотренных законом: жалование поместьями, служба предков, жалованные грамоты и другие неоспоримые доказательства, что служба и состояние их были равными с прочими благородными родами[5]. В 1786 году из Правительствующего Сената пришло известие, что татарские князья, беки и мурзы предварительно подают документы на рассмотрение в собрании губернского предводителя дворянства и уездных дворянских депутатов и только после этого предоставлять на решение сенатской Герольдии.

Департамент Герольдии Правительствующего Сената много лет изучал историю и юридические права крымских татар-дворян, права на дворянство литовских татар, историю дворянства татар Поволжья. В результате был собран огромный материал о татарской знати.

Департамент Герольдии определял значение титула «мурза». В одном из «определений» говорилось: «В первом [документе] он [проситель] назван мурзою, а в последнем князем, а к тому же слово мурза есть собственно татарское, оное есть отличительный титул против дворян, коих по-татарски называют агалары и тарханы, а мурзами называют и детей персидских шахов, бейевских и тому подобных владетельных особ и имеет также различие между татарами, как и в России от дворян графы, князья и бароны»[6]. Из этого заключения Департамента Герольдии мы видим, что у татар звание мурзы соответствовало званию российских графов и баронов. Герольдия считала татарское слово мурза соответствующим русскому титулу князь, так как в иерархии татарского дворянства были стоявшие ниже звания – агалары и тарханы.

В Польско-Литовском государстве титул Мурза почитался выше, чем титул Князь[7]

Привилегией мурз было право жениться на царевнах чингизидках, дочерях ханов Гиреев[8], владетелей восточных стран.

ТАТАРСКАЯ АРИСТОКРАТИЯ ТЕМНИКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА И ЕЕ ПОТОМКИ

Ирек БИККИНИН http://tatar.yuldash.com/176.html

З. Канапацкая
Культура литовских татар XIV-XVII вв. Историография вопроса http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/10679/3/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%97.%D0%98.%20%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%20XIV-XVII.%20%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B0.pdf

 СУПЕР!!!!!  Дж. Александрович-Насыфи — Литовские татары https://istp2012.wordpress.com/2017/08/17/nasifi1/

о причинах поселения татар в Литве, многое приписать личным заслугам князей литовских и их гуманности: «Когда вся Европа вооружалась мечом и ненавистью против мусульман, – говорит он, – тогда благоразумная политика государей литовских с любовью и гостеприимством приглашала в свои владения татар, которые принуждены были от стечения разных обстоятельств оставлять свою родину и переселяться в Литву»… Даже с пленными татарами литовские князья, по словам Мухлинского, обращаются «выше того века и чужих примеров: кротостью и беспримерною терпимостью их веры Витовт как бы привязал к себе всех татар»… «Татары считались тогда, – говорит дальше исследователь, – отличными стрельцами конными и были несравненной ловкости в сражении… Уже князь Гедимин, основатель могущества литовской державы, умел снискать дружбу монголов, а в сражении 1319 г. с Тевтонским орденом участвуют и татары, составляя передовое войско Гедимина».

Таким образом, уже из этих кратких цитат выясняются те взаимоотношения, которые установились между золотоордынцами и литовским государством на заре его существования, и истинная причина дружбы между литовскими князьями и ханами. Зажатое между русским княжеством с востока и двумя воинственными организациями крестоносцев – Ливонским орденом на северо-западе и Тевтонским на западе, не находя сочувствия в соседней Польше, где еще с X столетия 3) утвердилось христианство, языческая Литва естественно должна была искать поддержки и опоры вмогущественной Золотой Орде, где господствовала в первое время полная веротерпимость, свойственная шаманистам тюркам и монголам, тем более, что культ огня священного и очищающего от всего злого был чем-то общим в первоначальном религиозном миросозерцании этих двух антиподов – литовцев, обитавших у побережья Балтийского моря, и тюрко-монголов, пришедших из стран, сопредельных с Восточным океаном.

Такая политика призвания на защиту своей независимости и культуры тюркских кочевников уже и раньше практиковалась другими, более культурными народами.

Вполне естественна была поэтому мысль о том, чтобы натиску Тевтонского ордена на Литву противопоставить готовую боевую организацию из чингизхановских татарских кадров, занявшихся междоусобиями и часто скучавших без привычного для них дела – войны. Вот почему уже в начале княжения Гедимина (1316-1341 г.) татары в войне его с Тевтонским орденом (в 1319 г.) составляли передовое войско великого князя Литвы, а анналист францисканского ордена под 1324 годом пишет: «Наши братья, отправленные для обращения в христианскую веру литовских земель, нашли весь народ погруженный в язычество, поклоняющийся огню, и между ними скифов, пришельцев из владений какого-то хана, и которые в своих молитвах употребляют азиатский язык» 1). Именем скифов долго называли в Европе татар, упоминаемый же хан был, очевидно, хан Золотой Орды Узбек (1312-1340), современник князя Гедимина. Как совершенно правильно замечает проф. Мухлинский – таких татар, очевидно, было уже немало, если монахи включили их в народонаселение Литвы. Надо впрочем заметить, что население Литвы было в эту эпоху редкое, и желание заселить свой край было вторым немаловажным соображением, которым руководствовался, поселяя у себя татар, Гедимин, уже на практике испытавший пригодность татарских воинов для борьбы с крестоносцами. Отсюда наделение татар землями и предоставление им всяческих льгот и привилегий вплоть до уравнения их вождей в правах с литовскою знатью. По-видимому, Гедимин до конца дней своих сохранял дружественные отношения с Золотою Ордою, – он не платил дани ханам, подобно князьям русским, но и не воевал с ними: ему, занятому одной мыслью, как бы укрепить могущество Литвы и защитить ее от разорительных нашествий рыцарей Тевтонского ордена, было не до войны с таким могущественным государством, каким являлась Золотая Орда времени Узбек-хана. Поэтому будет правильным согласиться с мнением проф. Антоновича, что поход Гедимина на Волынь, Киев и Крым под 1320 годом ни больше ни меньше, как легенда.

В 1340 или 41 году Гедимин пал в битве при осаде одного рыцарского замка, пораженный из огнестрельного оружия, которое тогда только входило в употребление 2). Ему наследовал сын его Монвид, владелец Слонима. По-видимому, новый великий князь Литвы продолжал политику своего отца, и поход крестоносцев в Литву под 1345 годом окончился полной неудачей.

Тюрко-татарские поселенцы в польско-литовском государстве составляли по преимуществу военное сословие, положение которого было аналогично положению казачьего войска – они получали земельные наделы без права их продажи и были обязаны за это являться по первому требованию в полной боевой готовности. В военном отношении все поселенцы-татары были прикреплены к хоругвям и имели своих хорунжих, утверждавшихся королевской властью; кроме того, были у них и свои маршалки, т.е. представители гражданской власти. Князья, мирзы и уланы татарских орд, поселявшиеся в Литве, приравнивались соответственно к князьям, дворянам и шляхте польско-литовской и пользовались соответственными своему званию привилегиями. Кроме военных поселенцев, довольно многочисленны были и так называемые «татарские казаки», на обязанности которых было развозить королевские приказы и почту; кажется, что они по преимуществу и назывались «липан» или «липкан», откуда и получилось более позднее название «лупка-татар», «липковские татары». Кроме этих категорий поселенцев, были и городские жители из татар, которые в своих правах и обязанностях ничем от остального городского населения не отличались.

Правовое положение этих поселенцев во времена независимой Литвы было вполне удовлетворительным вплоть до момента, когда после Люблинской унии (1569 г.), окончательно объединившей Литву с Польшей в одно государство, в польско-литовском государстве началась та религиозно-католическая реакция, которая положила начало стремительному падению Польши. Уже в год подписания Люблинской унии (1569 г.) иезуитский орден впервые обосновался в Литве (Вильно); король Стефан Баторий преобразовал (1579 г.) основанную ими школу в академию, этим было положено начало религиозных гонений, но самого расцвета они достигли несколько позже при Сигизмунде III Ваза (1587-1632). Политическая атмосфера также сильно сгущалась по мере того, как границы больших государств сближались при поглощении ими малых стран. Основной причиной тому являлись необычайные успехи турецкой империи. Взятие турками Константинополя (1453 г.), завоевание Сербии (1459 г.) и Молдавии с Валахией (1476 г.) сблизило границы Турции и Польши, Крым с генуэзскими колониями также признал власть султанов, и к 1484 году уже все пути торговли между Черным и Балтийским морями были в руках турок. Два тюркских государства, из которых одно являлось наследником северно-тюркского государственного образования – Кипчака, а другое южного государства турок-сельджуков, соединились, замкнув кольцом Черное море. Это событие имело огромные последствия, вызвав обнищание и захудание многих городов восточной Европы, в частности, таких торговых пунктов, как Вильно, Рига и Кенигсберг, с одной стороны, и Краков, Львов и Данциг, с другой, и послужив стимулом для целого ряда войн и столкновений польско-литовского государства с Турцией и Крымским ханством.

Притеснения литовских татар начались еще до Люблинской унии, т.е. до момента окончательного соединения двух государств, но своего апогея они достигли в 1609 году; монеты с арабскими надписями, которыми любили себя украшать мусульманки, дали повод подозревать их в чародействе; преследования не ограничивались клеветой и необоснованными обвинениями; несколько человек было сожжено на кострах, а все вообще поселенцы-татары были ограничены в правах; даже за женитьбу на христианке мусульманину грозила смертная казнь, хотя прежде такие браки были обычным явлением. Эти гонения происходили одновременно с притеснениями православного населения Польши (1608-1631 гг.), и подобно тому, как русское население искало защиты у казаков, татары опирались на поддержку степняков из Крымского ханства. Ряд внешних и внутренних потрясений – нашествие шведов (1655 г.), восстание Богдана Хмельницкого и поражения, которые терпела Польша от казаков, турок и крымцев, привели во второй половине XVII в. к некоторому улучшению и частичному восстановлению прежних прав тюрко-татарских поселенцев: сейм в 1662 г. утвердил возвращение им отобранного недвижимого имущества. Но эти меры уже не могли привязать татар к новому государству, где было так мало гарантий не только имущественной, но и личной безопасности, и когда Польша после восстания Дорошенко и войн с Турцией (1666-67 и 1671-72) вынуждена была заключить позорный Бучацкий мир (1672 г.), по которому вся Подолия и правобережная Украина отходили к Турции, массы татар стали переселяться в турецкие пределы, Добруджу и Малую Азию. Эти переселения не прекращались и в последующее время, т.к. история Польши, начиная с середины XVII столетия,представляет непрерывный ряд восстаний, переворотов и войн. Несомненно однако, что искать счастье на новых местах склонны были менее приспособившиеся к условиям жизни в польско-литовском государстве, а к таковым принадлежали преимущественно те тюрко-татары, которые осели на землю сравнительно поздно. По этой же причине переселением в Турцию меньше были захвачены жители старых татарских колоний коренной Литвы, чем поселенцы на Украине и Волыни. Разделы Польши (1772, 1793 и 1795 г.г.) застали литовских татар уже изжившими и периоды гонений, и переселенческие стремления: польское законодательство последних лет явно стремится удовлетворить поселенцев-татар, утвердив (1768 и 1775 г.г.) за ними пожалованные им земли и вернув даже право строить новые и чинить старые мечети. Им было отказано лишь в политических правах – праве участия в совещаниях сейма и сената и т.п. – наравне, впрочем, с христианами не католиками.

С возникновением герцогства Варшавского (1807 г.) политические права также были приобретены ими. Наконец, русская власть, начиная с Екатерины, стремилась завоевать симпатии литовских татар, как «народа храброго и прямодушного», а главным образом в поисках опоры среди оппозиционно-настроенных туземцев: для управления вновь присоединенными литовскими провинциями русскому правительству нужны были местные служилые люди, лишенные явно выраженных польских симпатий, от которых были не свободны и коренные литовцы. Литовским татарам был открыт доступ на государственную службу со многими, впрочем, существенными ограничениями. Они, таким образом, превращались в орудие обрусительной политики, смягчая в то же время административный нажим, производившийся сверху на население. Вообще правовое положение литовских татар до 60 годов XIX-го столетия было более или менее удовлетворительным; население, не исключая и поляков, также относилось с доверием к своим мусульманским согражданам, видя в них естественных защитников местных интересов от произвола властей: литовские татары очень редко допускались на ответственные должности, занимая в правительственном аппарате роль посредников между властью и обывателем, чему много способствовало знание местных языков и обычаев
Анализ фамилий литовских татар 1) указывает на то, что масса чисто польских фамилий происходит от татарских и арабских имен, а также на более поздний приток в среду литовских татар таких элементов, как поволжские татары, горцы Кавказа и т.п. Несомненно, что многие фамилии литовских татар исчезли бесследно – их следует искать, главным образом, среди фамилий польской шляхты и интеллигенции, но не подлежит также сомнению, что ассимиляции подверглись, главным образом, те поколения, которые произошли от смешанных браков, и вследствие этого тюркский тип, часто с признаками монгольской примеси, сохранился настолько хорошо, что даже в крупных городских центрах литовского татарина легко отличить среди прочей массы населения.

Список татарских княжеских родов России. В список вошли фамилии татарских родов, которые в царских жалованных грамотах, служебных и других официальных документах именовались князьями, но официально не утверждены:
Князья (мурзы) Корицкие (Мурза-Корицкие) герба Корица (лит.)
Князья Корицкие герба Циолек (лит.)
Князья Корицкие (Бондза-Корицкие) герба Циолек (лит.) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8#%D0%9A


Мухлинский Антон Осипович http://www.rulex.ru/01130600.htm

ТАТАРЫ-КАЗАКИ В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ (XV-XVI ВВ.)
ДУМИН СТАНИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ https://elibrary.ru/item.asp?id=32293429

Крымский хан считал литовского великого князя своим холопом http://providenie.ucoz.ru/news/182/2015-12-11-203

Элита золотой орды - Селезнев Ю.В. http://history-library.com/index.php?id1=3&category=istoriya-mongolii&author=seleznev-uv&book=2009&page=1

Егоров В.Л.
Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. http://annales.info/volga/egorov/02.htm


Речь Посполита и Крымское ханство в 1648—1665. Часть 2
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/58670-ob-otnosheniyah-zolotoy-ordy-i-postordynskih-hanstv

Ливонская война. Вильно против Москвы 1558 – 1570 https://pda.coollib.com/b/403728/read

Великая битва за Украину после Хмельницкого: мечта крымцев вернуть Казань, союз с поляками и поражение царя
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/58670-ob-otnosheniyah-zolotoy-ordy-i-postordynskih-hanstv

Турки и татары   http://www.milhistory.org/topic/177-turki-i-tatary/

СТАРОДУБСКАЯ ВОЙНА https://s30299995129.mirtesen.ru/blog/43560049895/Starodubskaya-voyna

Кто вам сказал, что Татаро-Монгольское Иго закончилось?
Откуда пошло убеждение, что «Татаро-Монгольское» иго закончилось в 1480 году?
Московский улус
http://expertbaza.blogspot.com/2015/05/blog-post_683.html


Д.Ю. АРАПОВ



ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Ислам является одной из традиционных религий на территории России. Контакты и связи народов нашей страны с исламским ми­ром начались в раннем средневековье. Тогда в Восточной Европе шли два синхронных процесса: возникновение государственности у проживавших здесь народов и принятие ими известных мировых ре­лигий. В располагавшейся в Нижнем Поволжье и на Дону Хазарии значительная часть населения приняла ислам в VIII в.; в Среднем Поволжье возникла Волжская Булгария, ислам здесь был государст­венной религией с 922 г. http://islamri.narod.ru/

№ 67. Указ Именной, данный Сенату 25 июня 1840 г. - О дозволении дворянам Магометанского закона, поселившимся издавна в Западных губерниях,' владеть недвижимыми населенными имениями.

Утвержденным Нами 11 Июня 1838 года мнением Государствен­ного Совета постановлено: дворянам Магометанского Закона, посе­лившимся издавна с особыми привилегиями в Западных губерниях, сохранять в неприкосновенности право владеть недвижимыми насе­ленными имениями и в следствие того одобрены следующие статьи:

1)"Ограничение в 151 ст. Свод. Зак. о Состоян., постановленное для дворян не-Христианского исповедания, по которому им не дозволя­ется иметь в крепостном своем обладании Христиан, не распростра­няется на тех дворян из Татар, издавна в Западных губерниях посе­лившихся, которые поныне населенными имениями владеют" -.

2)"Статьи Свода тех, же Законов с 672 по 712, о прекращении крепо­стного состояния, сохраняют свою силу в Западных губерниях с тем токмо изъятием в отношении ст. 701, о предоставлении крепостному лицу свободы по восприятии им Греко-Российской веры, когда вла­делец его не-Христианского закона, что статья сия не распространя­ется на крепостных людей, принадлежащих дворянам из Татар, из­давна в Западных губерниях поселившимся". 3) Татары сего рода, дворянское достоинство приобретшие, в оном признанные и утверж­денные, пользуются всеми правами и преимуществами, дворянству вообще присвоенными; им не запрещается как владеть крепостными людьми, так и держать в услужении по найму Христиан обоего пола.

Распространяя вполне действие Российских законов на губернии Западные и оставляя ненарушимыми права поселившихся в сих гу­берниях издавна дворян Магометанского закона, как по уважению и долговременному их оными пользованию и неоднократному сих прав Нами и предками Нашими утверждению, так и в награду за оказываемую ими во всех случаях верность и преданность к Престо­лу Нашему, Повелеваем: вышеозначенные статьи внести в Общий Свод Законов Российской Империи, о чем Правительствующий Се­нат имеет объявить Главноуправляющему II Отделением Собствен­ной Нашей Канцелярии2 для надлежащего исполнения, а Генерал-Губернаторам и Губернским Правлениям Западных губерний для сведения.

Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской импе­рии. Собрание второе, 1840. СПб., 1841, т. 15, Отделение /А с. 445 (№ 13592).

' Под западными губерниями подразумевались Виленская. Ковенская. Гроднен­ская, Минская, Волынская. В этот период времени там проживало около пяти с поло­виной тысяч татар обоего пола. К сожалению, трудно определить, сколько из них могло принадлежать к дворянскому сословию. См.: Мухлинский А. Исследование о происхождении и состоянии литовских татар. СПб., 1857, с. 44.

2 В 1839-1862 эту должность занимал Д.Н. Блудов. http://islamri.narod.ru/index/0-35



Уланское https://macbushin.livejournal.com/151993.html

Уланское 2 https://macbushin.livejournal.com/152195.html

1812 - НАКАНУНЕ ГЕРОИЧЕСКОГО ЮБИЛЕЯ http://sojuzrus.lt/rarog/publicistika/127-1812-nakanune-geroicheskogo-yubileya.html

«Литву приняли за собственное отечество и сделались собратьями»

В Национальном архиве Республики Татарстан хранится копия интересного документа — «Краткое изъяснение об обитающих в литовских губерниях татарах», предоставленная Государственным комитетом Республики Беларусь по архивам и делопроизводству1 (ныне — Департаментом по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь).
Оригинал этого документа хранится в фондах Национального исторического архива Беларуси в г. Гродно2. Документ дает представление о правовом положении служилых татар в Великом княжестве Литовском в XIV-XVIIIвв., их роли в обеспечении обороноспособности государства.
В документе отсутствует дата, но предположительно это 30-е гг. XIX в. Авторство не известно. Датировка основывается, прежде всего, на анализе других документов, содержащихся в деле. http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/2012_1_2/02/07/

МУСУЛЬМАНЕ БЕЛАРУСИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
С. А. Макаровец
Гомельский государственный технический университет
имени П. О. Сухого, Беларусь
Научный руководитель И. А. Грищенко https://elib.gstu.by/bitstream/handle/220612/10645/%20%20%20%20%20%20%20%20%20,%20%20.%20%20.%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20....pdf?sequence=1

Комментарии http://vostlit.narod.ru/Texts/rus9/Gramon/primtext.htm

Местечки Беларуси. Этнологическое исследование
Авторы: Анна Тяпкова https://books.google.com.ua/books?id=b5CFDwAAQBAJ&pg=PT310&lpg=PT310&dq=%D0%90+%D0%9C%D1%83%D1%85%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.+%D0%98%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%BE+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8+%D0%B8+%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80&source=bl&ots=sz8xifypWf&sig=ACfU3U1HMVSw-uDe1LyiUSXkZlzCczDK4Q&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwi1-9zbg5vjAhVlo4sKHa00DDI4ChDoATAJegQICBAB#v=onepage&q=%D0%90%20%D0%9C%D1%83%D1%85%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.%20%D0%98%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%20%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80&f=false


Москва против Орды. Дюжина ножей в спину евразийству
Авторы: Сергей Петров https://books.google.com.ua/books?id=_LA8DwAAQBAJ&pg=PT709&lpg=PT709&dq=%D0%90+%D0%9C%D1%83%D1%85%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.+%D0%98%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%BE+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8+%D0%B8+%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80&source=bl&ots=9CZjwOCP13&sig=ACfU3U3-ISuh_BRfaU0sigEF1p-GEY437g&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwi1-9zbg5vjAhVlo4sKHa00DDI4ChDoATAKegQIBhAB#v=onepage&q=%D0%90%20%D0%9C%D1%83%D1%85%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.%20%D0%98%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%20%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80&f=false

«Европейская Литва» и «азиатская Московия»: национальные мифы и реальность https://regnum.ru/news/polit/1910086.html


Козацька міфологія України. Творці та епігони
Авторы: Петро Кралюк https://books.google.com.ua/books?id=7HlKDwAAQBAJ&pg=PA13&lpg=PA13&dq=%D0%90+%D0%9C%D1%83%D1%85%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.+%D0%98%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%BE+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8+%D0%B8+%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80&source=bl&ots=jHZKLDYVXV&sig=ACfU3U1nhgIeYj9JoVDKetoWyCRXIyiYOQ&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwj52avKhZvjAhWM_CoKHdlLB3I4FBDoATAHegQICBAB#v=onepage&q=%D0%90%20%D0%9C%D1%83%D1%85%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.%20%D0%98%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%20%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80&f=false

Лига Сулькевича. Литовские татары у власти в Крыму https://ru.krymr.com/a/29318382.html

Гордость литовских татар Сулейман Сулькевич в Крыму https://ru.krymr.com/a/27135652.html

МУСУЛЬМАНСКИЕ ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ В УКРАИНЕ В ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИИ 1917—1918 ГГ. https://islam.in.ua/ru/istoriya/musulmanskie-voinskie-formirovaniya-v-ukraine-v-period-revolyucii-1917-1918-gg

ОТ ПОЛТАВЫ ДО ПРУТА. ИЗ ИСТОРИИ СОЮЗНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ УКРАИНСКОГО КАЗАЧЕСТВА С МУСУЛЬМАНСКИМИ ДЕРЖАВАМИ https://islam.in.ua/ru/istoriya/ot-poltavy-do-pruta-iz-istorii-soyuznicheskih-otnosheniy-ukrainskogo-kazachestva-s


Комментариев нет:

Отправить комментарий