УКРАИНА и Османская империя

В Украине заканчивался север Турции
 Источник: http://umma.ua/ru/article/history/V_Ukraine_zakanchivalsya_sever_Turtsii/17610




Соціально-економічне та політичне становище слов'янських земель під владою Туреччини; /На прикладі Болгарії, Сербії, Боснії та Герцеговини http://mir.zavantag.com/istoriya/21857/index.html

Как казаки спасли Европу http://flot2017.com/item/history/41891

Османское Подолье: Было ли «турецкое иго»? http://www.osmanenerbe.ru/ekonomicheskiy-obzor/byilo-li-turetskoe-igo.html

Османская империя в XV - XVII веках. Провинция http://www.world-history.ru/countries_about/2205.html

Некоторые проблемы гибели Османской империи и становления Турецкой Республики http://shh.neolain.lv/seminar23/alm5.uzulis.htm

Османская империя и опыт Византии http://islam-today.ru/istoria/osmanskaya_imperiya_i_opyt_vizantii/

«Блистательная Порта» http://www.e-reading.club/chapter.php/150357/118/Rahmanaliev_-_Imperiya_tyurkov._Velikaya_civilizaciya.html

исторические иллюстрации http://history-illustrated.ru/illustrations.php?category=228

Эпоха тюльпанов http://militera.lib.ru/h/mihaylov_aa1/02.html

Мехмед II Завоеватель: биография http://www.people.su/74008

МЕЖДУ МОНГОЛАМИ И ПОРТУГАЛЬЦАМИ (Азия и Северная Африка в XIV - XV вв.)
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIV-XV вв. http://gumilevica.kulichki.net/HE2/he2508.htm

http://www.krim.biz.ua/index.html управление в Оттоманской Порте

Пушки для султана. Османское войско эпохи расцвета (конец XV-1-я половина XVI вв.) http://tochka.gerodot.ru/military/glava3_2.htm


ГИБЕЛЬ ВЕЛИКОЙ ИМПЕРИИ.

 ПАДЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ http://politika.snauka.ru/2014/04/1498


Достопримечательности Стамбула http://cmpt.com.ua/tourism/turkey/istambul/sights/topkap-palace


Стамбул - город контрастов. http://uborshizzza.livejournal.com/2535167.html


ИСТИМАЛЕТ - залог успеха турок Толерантность в Османской империи http://islam-today.ru/istoria/tolerantnost_v_osmanskoj_imperii/


                                                      Османы как гуситы

«…О народолюбии турок ходили самые фантатстические легенды. В какой-то степени о них можно судить по туркофильской литературе Европы. «Турок» из одноимённой драмы Г.Розенплюта (15 век) защищал купцов и крестьян, «замученных до последней степени». Он неизменно выступал на стороне бедняков, которые кормили своим трудом господ, получая за это лишь новые тяготы» [22, c.157]. Этот «турок» обещал «реформировать и наказать аристократический мир» [12, c.6]. В произведениях И.С.Пересветова, который наряду у Т.Кампанеллой (1568-1639) был одним из наиболее пылких туркофилов Европы, Мехмед 2-й «с любовью обрисован, - по словам А.Е.Крымского, - как тип царя, который жестоко расправлялся с неправедными вельможами, но зато своей жестокостью к ним вводит в свою землю всеобщую справедливость» [22, c.160]. И.С.Пересветов с восторгом рассказывает, как Мехмед 2-й велел неправых судей «живых оирати», а на их кожах написать «Без таковых грозы не мочно в царство правды ввести» [30, c.153]….

…Народные массы едва ли не большинства феодальных государств Европы, особенно крестьянство,жаждали прихода турок и связывали с ними свои надежды на избавление от власти феодалов. «Многие требуют, - писал Мартин Лютер (1483-1546), - прихода турок и их управления». «Слышу я – отмечал он в другом месте, отмечал он в другом месте, что есть в немецких землях люди, желающие прихода и владычества турок, которые хотят лучше быть под турком, чем под императором и князьями» (цит. По [12, c.6]). Желание «быть под турком» было распространено также среди православного населения Речи Посполитой, особенно на Украине (см. [22, c.155-156]), да и в целом ряде стран Средиземноморья.

В свете европейской туркофильской литературы 16 века можно составить более конкретное представление о том, что имел в виду ибн Ийас, когда говорил, что «по Египту ходили слухи о большей справедливости людей сына Османа» [51, т.5, с.162]. В этой же связи становится понятно, почему крестьяне Халебской земли и других районов Сирии хотели установления турецкой власти, питая «склонность к сыну Османа за его справедливое отношение к райе» [51, Т.4, с.463]. То, что дошло до берегов Рейна и Москвы, не могло быть неизвестно в арабском мире. И не случайно в Мекке и Каире распространялись памфлеты и подмётные листы, в которых прославлялись османы. В них говорилось, что мамлюкский султан – не мусульманин, и что в его сердце нет ни малейшего чувства веры [51, т.4, с.282].

…Многочисленные легенды о веротерпимости и народолюбии турок были распространены повсеместно и привлекали к ним сердца угнетённых и обездоленных. Однако наиболее важным элементом пресловутой «махметовой прелести», как её называли на Руси [10, c.42], была надежда на крестьянскую «правду». Османские сановники, в большинстве своём сами выходцы из крестьян, везде и всюду заявляли о себе как о защитниках интересов простых тружеников земли. При этом они не скупились на самые эффектные места. Сулейман Великолепный (1520-1566), например, требовал от своих пашей «обращаться с нашими подданными так, чтобы крестьяне соседних княжеств завидовали их судьбе» [13, c.144]. Селим 1-й (1512-1520), вступив в Египет, раздавал мясо народу, освободил феллахов и городскую бедноту от трудовой повинности в пользу армии, возложив её на айянов и зажиточную часть населения [51, Т.5, с.191,205 и др.]. Свои стихи, высеченные у каирского ниломера, он смиренно подписал: «Хадим аль-фукара Селим» («Служитель бедняков Селим») [111, т.1, с.382].

Османы нарочито жестоко преследовали любые проявления неуважительного отношения к крестьянскому труду. Бартоломео Георгевич во время персидского похода 1533 г. «видел старца, обезглавленного со своим конём и слугой, потому что его конь, оставшись без привязи, забрёл на чьё-то поле» (цит. по [104, c.109]). Не менее жестоко турки расправлялись с кочевниками. «Турецкий фактор – отмечает современный тунисский историк Т.Башруш, - вклинился таким образом в давний структурный антагонизм между этими образами жизни» [59, c.10]. Ненависть к бедуинам не могла не усиливать проосманские настроения арабского крестьянства. Его туркфильство, говоря словами Т.Башруша, «было равно только его бедуинофобии» [59, c.10].

Ставка на союз и поддержку крестьянских масс была одной из наиболее чётких констант османской политики 16 века. Выступая против войны 1578 г. с Сефевидами, великий везир Мехмед-паша Соколлу (Соколович) в качестве решающего аргумента выдвинул настроения крестьянства. На заседании имперского дивана Мехмед-паша, по словам османского историка Ибрахима Печеви (1574-1650), заявил: «Крестьяне будут страдать от поборов и набегов армии, и даже если Персия будет завоёвана, её крестьянство не согласится подчиниться нашей власти» [95, c.45].

В арабских странах крестьянство было на стороне османов. Во всяком случае, можно смело утверждать, что его подавляющая часть хотела быть «под турком». Иначе невозможно объяснить, почему крестьяне Сирии и Палестины ещё до начала военных действий «подчинились» османам и прославляли их в пятничных молитвах [51, т.4, с.463], почему они перед битвой на Дабикском поле помогали туркам тащить пушки, боеприпасы и пр. Иначе трудно понять, почему феллахи Египта в конце 1516 г. отказались платить налоги 51, т.5, с.133] и при вступлении османских войск в страну благословляли Селима 1-го [51, т.5, с.141], почему в Тунисе крестьяне рыли траншеи и переносили грузы османской армии, почему в Алжире они пополняли отряды османских военачальников, составляя их основные контингенты.

Недоверие и даже враждебное отношение к туркам помимо правящих кругов питали только бедуины и представители имущих классов. Они, собственно, и были единственными, кто оказывал сопротивление османам. Они ненавидели смрадное османское мужичьё. Для высших слоёв мамлюкского общества, привыкших к роскоши и утончённой культуре, Селим 1-й был варваром. Он не понимал ни тонкого обращения, ни истинного достоинства людей. Захватив Египет, он, по словам ибн Ийаса, не пошёл по стопам прежних султанов. «Ему – писал ибн Ийас, - был неведом чин (низам), ни ему самому, ни его везирам, ни его эмирам, ни его солдатам. Все они были хамским сбродом, не отличающим слугу от хозяина» [51, т.5, с.162].

Во всех арабских странах царили нищета и голод. Даже в Великом Каире перебои с продовольствием были постоянным явлением. Этот огромный город, в три раза больше Парижа того времени, кишел нищими, калеками, наркоманами и проститутками. Среди всеобщего убожества особенно вызывающей была поистине восточная пышность мамлюкской знати. Правоверных мусульман раздражала кричащая роскошь султанского двора. В Каире не без сарказма говорили, что даже пищу для бывших рабов готовят только в золотой посуде. Всеобщему осуждению подвергались певцы, рассказчики, поэты и музыканты, которые толпами стекались ко двору и благоденствовали за счёт сирых и убогих [109, c.190].

Благочестивые люди старались держаться подальше от правителей, которые уклонились от божьего пути. «Люди с добрым именем и хорошим положением в обществе – сообщает Хасан аль-Ваззан, - стыдятся поступать на службу при дворе. Они даже не согласны, чтобы их дочери выходили замуж за людей двора [57, т.1, с.235]… Мусульмане Северной Африки не только утратили веру в своих официальных руководителей, но и стали рассматривать их как нечистоплотную клику узурпаторов. Осуществление власти воспринималось как позор, её носители – как прокажённые, само общение с которыми было губительно для нравственно здоровых людей. «Из этого состояния вещей, - утверждал Хасан аль-Ваззан, - следует, что нет ни одного честного и образованного человека, который согласился бы поддерживать семейные отношения с мирскими владыками, есть с ними за одним, есть с ними за одним столом и тем более принимать от них дары и подношения. И в самом деле считается, что имущества этих господ ещё более нечисты, чем краденое» [57, т.1, с.239]. Такие же настроения господствовали в Сирии и в Египте. Абд аль-Вахзаб аш-Шаарани (1493-1565) – египетский суфий, в то время самый любимый и почитаемый в народе, писал, что «если человек получит пищу и питьё от других, из вторых или третьих рук, он должен быть уверен в том, что и эти лица приобрели эту пищу или деньги, на которые она куплена, законным путём» [43, c.171]. Поэтому он рекомендовал с особой осторожностью относиться к пище, предлагаемой «неверными, правительственными чиновниками и прочими порочными людьми» [43, c.171].

…завоевание шло под флагом освобождения угнетённых и обездоленных. … Эти лозунги обладали поистине волшебным свойством притягивать к себе симпатии крестьянско-плебейских масс населения, в частности, непосредственных производителей города и деревни. Они… отражали социально-экономическую и политическую доктрину Порты – своего рода крестьянское перепрочтение фундаментальных принципов ислама, его идей о всеобщем равенстве и братстве, о социальной справедливости и гармонии, о труде как единственном источнике удовлетворения материальных потребностей человека, об осуждении роскоши и богатства, о необходимости жить скромно, без излишеств, не прибегая к эксплуатации человека человеком. По своему характера эта доктрина была направлена на социальное обновление и переустройство общества; по своему существу она являлась утопией, если понимать под этим, как писал один из исследователей, «сознание, ориентированное на отрицание и преобразование существующего жизненного порядка и свойственное подавляемым и зависимым группам общества» [5, c.223].

Османская социально-утопическая доктрина не являлась чисто схоластическим учением; она была основой для практики.

Её истоки восходил к далёкому прошлому, к тем отдалённым временам, когда крестьянство и городская беднота Анатолии под лозунгами ахийского и газийского движения выступали против феодального гнёта. На рубеже 12-13 вв., в эпоху краха исмаилизма как мировой доктрины, социально-теократические идеалы газийской вольницы и ахийских братств очистились от религиозных наслоений шиизма и под влиянием дервишества приняли форму, вполне совместимую с ортодоксальным суннитским вероучением. Решающее влияние на окончательное формирование османской социально-утопической доктрины, унаследовавшей идеалы ахийских братств и гази, оказало учение великого андалузского мистика и теософа Мухи ад-Дина Ибн аль-Араби (1164-1240) и его анатолийских последователей. Среди них особое место занимает Джалась ад-Дин ар-Руми (1207-1273) – духовный наставник юного Османа 1-го (правил в 1281-1386 гг.), впервые объединившего под своим руководством газийское и ахийское движение.

После победы движения, по мере институционализации османского государства старые ахийские и газийские идеалы приобрели характер официальной идеологии… В эпоху Возрождения социально-утопическая доктрина османов выступала как антипод «латинства», как «истинное» учение пророка Мухаммеда, противостоящее новоявленной джахилийи (богопротивное общество) наследников античности и эллинизма, в борьбе с которыми в своё время рос и развивался ислам…

В своих основных чертах османский социально-теократический идеал восходил к учению Ибн аль-Араби, к его пантеистическим воззрениям, веротерпимости и непомерной идеализации угнетённого и страдающего человека труда. Арабские и османские последователи Ибн аль-Араби, в частности члены дервишских орденов Мевлевийя и Бекташийя, пользовались безраздельным влиянием в османских правящих кругах. Говорили даже, что султаны, в частности Мехмед 2-й, Селим 1-й и Сулейман Великолепный лично состояли членами этих религиозных братств [9, c.31, 34]. В своей политике они обращались ко всем, кто разделял их социальные взгляды, независимо от религиозной и национальной принадлежности. В 15-16 веках османы отличались удивительной веротерпимостью. Они считали, что правда выше веры, что религия не имеет значения для познания истинной природы божества и установления праведных отношений между людьми.

«Я – нехристианин, нееврей и немусульманин», - говорил Джалаль ад-Дин ар-руми, один из последователей Ибн аль-Араби, поэт, суфий и основоположник ордена Мевлевийя. В своей проповеди он обращался ко всем, будь то «гяур или язычник» [9, c.28, 32, 38], простолюдин или представитель знатной фамилии. На уровне народных масс, особенно у бекташей, идеи суфиев «утратили, - по словам В.А.Гордлевского, - философскую отвлечённость и приняли форму, близкую и понятную крестьянству» [9, c.33]. На этом уровне османская утопия становилась действенной силой в борьбе за переустройство общества, за утверждение небезызвестных принципов «закона, пути, знания и правды» (шаиат, тарикат, маарифат, хакикат).

Именно призыв к переустройству общества, истималет и социальные идеалы османской утопии завоевали арабские страны.

…Повсюду в арабских странах приход турок приветствовался представителями мусульманского суннитского духовенства и беднейшими слоями населения. Им импонировала политика османских властей, их забота о нуждах маленького человека. Турки действительно не забывали о своей роли защитников «простого народа». Они мстили его угнетателям, твердили о своём покровительстве вдовым, сирым и убогим. Они вселяли бедняков в конфискованные дома, раздавали им хлеб, соль, иногда мясо и другие продукты. Человек труда неизбежно изображался ими как носитель самых высоких моральных качеств, как тот кто более всего угоден богу и османским властям.

«К рабочему классу, к ремесленникам и земледельцам Абд аль-Ваххаб всегда относился очень хорошо – пишет А.Э.Шмидт, характеризуя взгляды этого египетского суфия, перед которым склоняли голову османские бейлербеи. – Не уставая, он во всех своих сочинениях превозносит их добродетели и воздаёт им хвалу засмирение и кротость, за трудолюбие и за ту покорность, с которой они в тяжёлые времена переносили свою безотрадную жизнь» [p43, c.209].

В мероприятиях османских властей находили своё отражение надежды и чаяния социально обездоленных групп населения. По сути дела, в форме государственной политике турки выражали протест угнетённых слоёв общества эпохи Возрождения и Контрреформации. Любопытно, что многие итальянские утописты 16 в., особенно те, кого отечественная исследовательница Л.С.Чиколини относит к выразителям умонастроений «мелких собственников и непосредственных производителей города и деревни» [41, c.39], в своих проектах требовали провести мероприятия, которые турки на практике осуществили в Египте и других арабских странах. Фабио Альбергати и Лодовико Цукколо, например, требовали установить собственность государства на землю, запретить её продажу, куплю и дарение. Они «ратовали за уничтожение сословных привилегий» [40, c.15]. Их единомышленник Лодовико Агостини, выступая за трудовой характер собственности, чуть ли не текстуально воспроизводил заповеди шариата. Справедливой, по его мнению, была только «собственность на те вещи, которые человек добыл своим трудом» [41, c.35] (для сравнения см. [29, c.9]).

Л.Агостини и Ф.Альбергати требовали запретить ростовщичество, осуждали скопидомство и накопление богатства. Л.Агостини хотел ввести собственность государства на жильё, установить контроль над торговлей, подчинить её «твёрдым правилам» и отдать на попечение «общественным надзирателям» [41, c.36], то есть попросту говоря, мухтасибам. Л.Цукколо как самый заурядный мулла требовал ограничить потребление вина, запретить игру в карты, шахматы и кости. В его идеальном государстве молодые люди не должны были «предаваться грубым играм и сладострастию, смотреть постыдные спектакли». Женщины же, как истинные мусульманки, «появлялись в обществе в закрытой мантии, с прикрытым лицом»

Неудивительно, что итальянские утописты 16-начала 17 века, также как и социально близкие им анабаптисты и представители других народных ересей эпохи Возрождения и Контрреформации, особенно антитринитарии, рассматривались в Европе как сторонники турок. Антитринитарии отрицали даже учение о Троице, выступали за единство бога. Их идейный вождь и вдохновитель Мигель Сервет (1505-1553) повсеместно считался «другом мусульман и иудеев». В его учении, пишет Е.А.Будрин, «люди, твёрдо веровавшие в пути божественного промысла», видели «преддверие распространения на Западе турецкого владычества» [7, c.167].

Действительно, антитринитарии и утописты, вообще антифеодальные движения 16 в., почти открыто ориентировались на турок. Причём дело не ограничивалось чисто политическим альянском – неизбежным следствием общности врага. Для 16 века характерно такое явление, как тяга европейских масс к исламу. «У христиан – констатировал Ф.Бродель, - соприкоснувшихся со странами ислама, начиналось головокружение от отсупеничества» [66, c.598]. В течение всего 16-начала 17 в. «они, - по выражению этого историка, плотными рядами переходили из христианства в ислам» [66, c.597]. Даже в 1596 г., когда «махметова прелесть» основательно потускнела, на Сицилии, как отмечал один официальный доклад, по-прежнему «уходили барки, переполненные кандидатами в ренегаты». Их, по словам современника, были «сотни тысяч». «Из Корсики, Сардинии, Сицилии, калабрии, Генуи, Венеции, Испании, из всех концов средиземноморского мира, - пишет Ф.Бродель, - ренегаты шли в ислам. В обратном направлении – ничего подобного. Обращения в христианство были немногочисленны и никогда не были высшей пробы, даже среди пленников» [66, c.598]. Возможно, в этом заключалась одна из причин того, что в Италии 16 в. не произошло крупного крестьянского восстания. Его потенциал был разряжен эмиграцией через море и перенесён в плоскость испано-турецкого конфликта.

Наибольшее сочувствие турки вызывали у жителей деревни. В 16-17 веке османское правительство и его люди воспринимались как носители крестьянской «правды». И в самом деле, большинство сановников Порты были крестьянами по происхождению, субъективно действовали в их интересах и рассчитывали на их поддержку. Это было, как уже отмечалось, наиболее чёткой и последовательной константой османской политики. При том религиозная и этническая принадлежность крестьянства не имела никакого значения. В одной из своих работ Д.Е.Ермеев приводит выдержку из выступления великого визиря по случаю кончины Мехмеда 2-го (1481 г.). Отмечая обстоятельства, способствовавшие быстрому возвышению османского государства, великий везир говорил: «Мудро и искусно собирали они (султаны – Авт.) среди всех племён людей, обречённых на несчастную мужицкую жизнь, не почитающих единого бога, о котором возвестил пророк. Их они сделали благочестивыми и счастливыми, наградили чинами и славными должностями. Из этих людей и я происхожу, и значительная часть слушающих меня» [13, c.48].

Противостоящий лагерь также воспринимал сановников порты как людей от сохи, как обыкновенных мужиков и селян. Арабская знать считала их «варварами», грубой «деревенщиной», никогда не знавшей, что такое учтивость и культура. На Западе на них смотрели как на беглых крестьян, возомнивших себя вельможами. Испанское и итальянское дворянство, по словам Эмеля Эсина, видело в османском ренегате «мужика-плебея, который бросил вызов феодальному строю европейского общества» [75, c.48].

«В этой столь великой империи не существует какого-либо превосходства или знатности по крови», - писал венецианский посол А.Барбариго (1555-1560). «Среди них (военачальников и сановников Порты – Авт.) нет ни герцогов, ни маркизов, ни графов, - а все они по своему происхождению пастухи, низкие и подлые люди (цит.по [104, c.39, 42]).

Н.А.Иванов. Османское завоевание арабских стран. 1516-1574. Изд. 2-е, дополненное. М.: Восточная литература, 2001. С.20, 23-27, 242-244, 250-252.



P.S. Среди прочих подвигов турок в области социального равноправия была борьба и собственно турок, и поставленных ими бейлербеев Йемена (в частности Бадра 3-го) с кастовой системой, издавна существующей в Южной Аравии также как в Индии (с.113-114). Турки игнорировали кастовые привилегии, решительно не признавали прав высших кастовых групп «сада» и «машаих» на исключительное выполнение религиозно-политических функций. В армию и государственный аппарат стали широко привлекать лиц незнатного происхождения, исходя только из их личных заслуг [47, c.131].

И, надо сказать, что кастовая система оказалась «крепким орешком» - полностью сокрушить её туркам не удалось. Более того, в силу её наличия йеменские крестьяне оказались куда менее восприимчивы к вышеописанным османофильским настроениям. В отличие от других арабских стран, где при первом приближении османов высшие классы сразу же потеряли контроль над симпатиями и настроениями народа, в Йемене высшие касты «сада» и «машаих» (немедленно ставшее яростными противниками османов) достаточно прочно держали крестьянские массы в руках.

__________________________________________________________________

И ещё – сравнив 2-е издание с первым 1984 г., понял, что главным дополнением была вставка верных фраз про иллюзорность вышеописанных представлений, непомерность народолюбия, ложность идеализации человека труда, что османофильству трудящихся масс Европы и Северной Африки было не надеждой, а иллюзией и т.п. идейно крепкий речекряк. https://docs.google.com/document/pub?id=1nqIrkDXb1qFZi3TlgOWhFWRvNC59mX0KExNOvfQjqm8


Система миллетов в Оттоманской Порте http://igreciya.ru/obshchestvenno-politicheskoe-i-ekonomicheskoe-polozhenie/sistema-milletov-v-ottomanskoj-porte.html

Милле́т (тур. millet, от араб. ملة‎‎ — милла‎) — богословский (изначально) и юридический термин, распространённый в мусульманских странах — религиозная конфессия, имеющая автономные административные учреждения (суды, школы, больницы и т. д.), расположенные в специально отведённом для этого месте/квартале города. В XV—XX веках термин «миллет» получил широкое распространение в Османской империи для классификации населяющих её народов по религиозному признаку.

Статус еврейских общин в Османской империи http://www.lechaim.ru/ARHIV/151/osman.htm

Великолепный век. Из жизни, истории и традиций османов в период правления СУЛЕЙМАНА ВЕЛИКОЛЕПНОГО. http://арт-релиз.рф/2014/08/25/8449/

Великолепный Век или Вся роскошь гарема Османской Империи http://fashiony.ru/page.php?id_n=74973



Актеры 'Великолепного века' для VOGUE http://fashiony.ru/page.php?id_n=81113

Александр ГОЛУБЕВ
История империй с точки зрения «этической историософии» (Османская империя) http://fondiv.ru/articles/2/325/



Правящий класс в османской империи
Источник: http://histerl.ru/itoria_vizantii_osmanskoi_imperii/osmanskaia_imperia/praviashie_klass.htm


Османская империя. Восточная элита качества http://dergachev.ru/Landscapes-of-life/Imperial-geopolitics/07.html

Абхазы и их элиты в Османской Турции и в России http://kavpolit.com/abxazy-i-ix-elity-v-osmanskoj-turcii-i-v-rossii-istoricheskaya-zarisovka/
                         Османская Империя = элита славянских мусульман??????

Об Османской Империи - Высокой Порте, возможно, говорить, лишь с 1453 года.
Взятие Константинополя сделало Османское государство могущественной державой. Это была уже не орда-войско в 5.000 семей; это было государство, способное выставить армию в 250 000 воинов, и с многочисленным населением. Все воины янычары становились турками-тюрками автоматически. Само понятие "турок", аналогично понятию "казак", и произошло от слова "тюрок" - воин, сильный. Такой рост численности "турок" объясняется лёгкостью, с которой они принимали в свои ряды славян. "Турками", из славян, делались все те, кто соглашался пожертвовать религией ради приобретения привилегированного положения — а таких было немало. Славянские народы должны были платить налог не только деньгами (джизье), но и детьми (девширме), из которых после обращения в ислам воспитывали янычар и капы-кулу - личных помощников султана. Родители часто сами добровольно отдавали своих детей турецким чиновникам, так как при дворе янычары достигали иногда очень высокого положения. Происхождение от христианских родителей нисколько не мешало карьере. Так, великим визирем при Мехмеде II был Махмуд-паша, сын православных родителей. А, при Сулеймане Кануни великим везиром был Мехмед паша Соколович.
Гарем турок по большей части состоял из девушек европейского происхождения. В политическом и культурном отношении завоеватели Константинополя тоже далеко уже не были ордой Османа; они представляли собой большое государство с сложной администрацией и сложным характером жизни. Сами турки составляли в нём привилегированное, преимущественно военное, также чиновное сословие, но отнюдь не замкнутую касту. Исключительно из них назначались администраторы и судьи; они же были армией. Вплоть, до начала 20 века, отличить знатного турка от простолюдина, было возможно по его арийской внешности. Но запрета на "смешение крови" мусульманская Порта - Турция не признавала, и многочисленные "восточные красавицы" так же пополняли гаремы знатных и богатых турок, а тем более не знатных, довольствующихся тем, что могла предоставить подвластная местность. Именно по этой причине, во внешности современных турок мы уже не сможем увидеть их арийских предков. Но гены и дух живы.

Скан из книги "Истоия Балкан.Век восемнадцатый."Отв.ред.Виноградов В.Н.М.Наука,2004.К числу загадок мировой истории можно отнести сказочное вознесение турок-османов на ее вершину. Как могло неведомое в Европе племя, занимавшее к началу XIV в. крошечный участок земли по азиатскому берегу Черноморских проливов, за каких-нибудь два века создать великую империю? http://www.balto-slavica.com/forum/lofiversion/index.php/t959.html

На службе чужой империи: гордиться ли соплеменникам такими людьми?

Соколлу Мехмед-паша

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Мехмед-паша Соколлу, или Мехмед Соколли (тур. Sokollu Mehmet Paşa; 1505(1505), Сокол, Босния — 11 октября 1579, Стамбул), — боснийский серб Бойко Соколович, в детстве обращённый турками в ислам и на протяжении многих лет служивший в корпусе янычар.

С 1543 года занимал высшие должности при Сиятельной Порте: в частности, в 1546—1551 годах руководил турецким флотом, в 1551—1555 годах управлял европейской частью Османской империи.

В июне 1565 года был назначен Сулейманом Великолепным великим визирем, а при его сыне Селиме II держал в своих руках все нити управления империей. При нём турки наконец овладели Кипром, однако позднее потерпели сокрушительное поражение при Лепанто. Заколот подосланным недругами дервишем.

Считается, что именно Соколлу велел Синану построить знаменитый Вишеградский мост через Дрину. Он всячески продвигал по службе своих родственников, и благодаря его протекции двое племянников из рода Соколовичей стали сербскими патриархами.

В честь Мехмед-паши названа мечеть в европейской части Стамбула.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%...B0%D1%88%D0%B0

Итак в сухом остатке: Серб по происхождению, волею судьбы оказавшийся практически во главе Османской империи. Служивший ей верой и правдой. Попутно, возможно, делал кое-какие поблажки в отношении сербов и Сербии.

У турок, насколько мне известно, личность Мехмед-паши пользуется уважением, поскольку тот весьма успешно укреплял империю, и расширял ее пределы. Его сербское происхождение, в данном случае, ничуть турок не смущает.

Вопрос следующий: сербы должны гордиться таким свойм земляком или нет?

В Османской Империи вообще было очень много великих визирей - не турецкого происхождения, начиная с середины 15-го века:

Вот они по национальности:
Заганос Мехмед-паша 1453-1456 грек (циферки - это годы правления)
Махмуд-паша Ангелович (1-й раз) 1456 1468 серб
Рум Мехмед-паша 1468 1469 грек
Исхак-паша (1-й раз) 1469 1472 серб или босняк
Махмуд-паша Ангелович (2-й раз) 1472 1474 серб
Гедик Ахмед-паша 1474 1477 византиец или серб
Караманлы Мехмед-паша 1477 1481 турок из Карамана
Исхак-паша (2-й раз) 1481 1482 серб или босняк
Давуд-паша 1482 1497 албанец
Херсекли Ахмед-паша (1-й раз) 1497 1498 босняк из Герцеговины
Чандарлы Ибрахим-паша (II) 1498 1499 турок (семья Чандарлы)
Месих-паша 1499 1501 грек
Хадим Али-паша (1-й раз) 1501 1503 серб из провинции Босния
Херсекли Ахмед-паша (2-й раз) 1503 1506 босняк из Герцеговины
Хадим Али-паша (2-й раз) 1506 1511 серб из Боснии
Херсекли Ахмед-паша (3-й раз) 1511 1511 босняк из Герцеговины
Коджа Мустафа-паша 1511 1512 грек
Херсекли Ахмед-паша (4-й раз) 1512 28 ноября 1514 босняк из Герцеговины
Дукакиноглу Ахмед-паша 18 декабря 1514 8 сентября 1515 албанец
Херсекли Ахмед-паша (5-й раз) 8 сентября 1515 26 апреля 1516 босняк из Герцеговины
Хадим Синан-паша 26 апреля 1516 22 января 1517 босняк
Юнус-паша 22 января 1517 13 сентября 1517 неизвестно
Пири Мехмед-паша 25 января 1518 27 июня 1523 турок из города Аксарай
Паргалы Ибрахим-паша, также носил имя Френк Ибрахим-паша 27 июня 1523 14 марта 1536 грек из города Парга
Айяс Мехмед-паша 14 марта 1536 13 июля 1539 албанец
Челеби Лютфи-паша 13 июля 1539 апреля 1541 Вероятно, албанец из города Авлонья (Влёра)
Хадим Сулейман-паша апреля 1541 28 ноября 1544 неизвестно
Дамат Рустем-паша (1-й раз) 28 ноября 1544 6 октября 1553 хорват
Кара Ахмед-паша 6 октября 1553 29 сентября 1555 албанец
Дамат Рустем-паша (2-й раз) 29 сентября 1555 10 июля 1561 хорват
Семиз Али-паша (1-й раз) 10 июля 1561 28 июня 1565 серб
Соколлу Мехмед-паша 28 июня 1565 12 октября 1579 серб из провинции Босния
Семиз Ахмед-паша (2-й раз) 12 октября 1579 28 апреля 1580 албанец
Лала Кара Мустафа-паша 28 апреля 1580 7 августа 1580 босняк
Коджа Синан-паша (1-й раз) 7 августа 1580 6 декабря 1582 албанец
Канийели Сиявуш-паша (1-й раз) 24 декабря 1582 25 июля 1584 хорват или венгр из Канийе
Оздемироглу Осман-паша 28 июля 1584 29 октября 1585 черкес-мамлюк
Хадим Месих-паша 1 ноября 1585 14 апреля 1586 неизвестно
Канийели Сиявуш-паша (2-й раз) 14 апреля 1586 2 апреля 1589 хорват или венгр из Канийе
Коджа Синан-паша (2-й раз) 14 апреля 1589 1 августа 1591 албанец
Сердар Ферхад-паша (1-й раз) 1 августа 1591 4 апреля 1592 албанец
Канийели Сиявуш-паша (3-й раз) 4 апреля 1592 28 января 1593 хорват или венгр из Канийе
Коджа Синан-паша (3-й раз) 28 января 1593 16 февраля 1595 албанец
Сердар Ферхад-паша (2-й раз) 16 февраля 1595 7 июля 1595 албанец
Коджа Синан-паша (4-й раз) 7 июля 1595 19 ноября 1595 албанец
Лала Мехмед-паша 19 ноября 1595 28 ноября 1595 турок из Манисы
Коджа Синан-паша (5-й раз) 1 декабря 1595 3 апреля 1596 албанец
Дамат Ибрахим-паша (1-й раз) 4 апреля 1596 27 октября 1596 серб
Джигалазаде Юсуф Синан-паша 27 октября 1596 5 декабря 1596 итальянец из генуэзской семьи
Дамат Ибрахим-паша (2-й раз) 5 декабря 1596 3 ноября 1597 серб
Хадим Хасан-паша 3 ноября 1597 9 апреля 1598 неизвестно
Джеррах Мехмед-паша 9 апреля 1598 6 января 1599 турок
Дамат Ибрахим-паша (3-й раз) 6 января 1599 10 июля 1601 серб
Йемишчи Хасан-паша 22 июля 1601 4 октября 1603 албанец
Малкоч Явуз Али-паша 16 октября 1603 26 июля 1604 серб.
Лала Мехмед-паша 5 августа 1604 21 июня 1606 босняк
Дервиш Мехмед-паша 21 июня 1606 9 декабря 1606 босняк
Куйюджу Мурад-паша 11 декабря 1606 5 августа 1611 хорват
Гюмюльджинели Дамат Насух-паша 5 августа 1611 17 октября 1614 возможно албанец из Гюмюльджине.
Окуз Кара Мехмед-паша (1-й раз) 17 октября 1614 17 ноября 1616 турок из Стамбула
Дамат Халил-паша (1-й раз) 17 ноября 1616 18 января 1619 армянин из Зейтуна
Окуз Кара Мехмед-паша (2-й раз) 18 января 1619 23 декабря 1619 турок из Стамбула
Гюзельдже Али-паша 23 декабря 1619 9 марта 1621 турок
Охрили Хусейн-паша 9 марта 1621 17 сентября 1621 албанец из Охрида
Дилавер-паша 17 сентября 1621 20 мая 1622 хорват
Кара Давуд-паша 20 мая 1622 13 июня 1622 босняк
Мере Хусейн-паша (1-й раз) 13 июня 1622 8 августа 1622 албанец

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%...80%D0%B8%D0%B8


Потом уже - где-то с середины 17-го века уже больше турков пошло в великие визири...


Вооруженные силы Османской империи в XV–XVII вв. и военная революция http://www.xliby.ru/istorija/velikaja_ognestrelnaja_revolyucija/p4.php


Упадок османской военной мощи — причины и следствия http://tochka.gerodot.ru/military/glava3_3.htm

Ранняя история янычар http://ciwar.ru/gosudarstva-vostoka/yanychary/rannyaya-istoriya-yanychar/


Истребление янычар http://www.proza.ru/2013/12/26/889


Янычары - Краткие хроники буйной гвардии http://русскоедвижение.рф/index.php/history/52-articles/12117-2012-11-02-04-24-18


                                                                 Словарь османских титулов

Значение османских почтительных обращений не были постоянным на протяжении всего существования империи; определения, которые приведены ниже, были в основном распространены до конца XVIII века, если не позднее, но этот список не может быть исчерпывающим.

Большинству высокопоставленных османских чиновников давались прозвища: некоторые имели отношение/намекали на определенные физические особенности/черты; другие выводились из репутации (той или иной) личности; третьи указывали на место рождения (большинство последних оканчиваются на – лы/-ли или – лу/ – лю). Из источников того времени становится ясно, что некоторыми из этих прозвищ награждали человека еще при жизни, другими – после смерти. Пример последних – прозвище султана Сулеймана I «Законодатель», которое не использовалось широко до его смерти.


Ага: использовалось для военачальников полков султана, в особенности главнокомандующего янычарами, а также для главного черного евнуха, главы гарема.

Байло: использовалось венецианцами для обозначения посланника или посла, особенно венецианского представителя при дворе султана.

Бей: военачальник, правитель эмирата; позднее старший гражданский чиновник.

Челеби: уважительный титул, неофициально присваиваемый писателям.

Деспот: использовался византийскими и другими христианскими принцами на Балканах.

Эфенди: почтительный/вежливый титул, сходный по значению с челеби; также использовался для духовных (должностных) лиц; в XIX веке использовался как эквивалент «господину».

Эмир: мусульманский племенной (вождь) или царственный правитель небольшого государства (эмирата).

Гетман: титул, используемый для вождя или лидера казаков; польский военачальник.

Ходжа: используется для духовных (должностных) лиц.

Кади: судья и нотариус.

Хан: использовался татарскими правителями, в частности Крыма.

Мирза: титул иранских принцев.

Паша: высший титул, присваиваемый военачальнику или государственному деятелю.

Рейс: титул командующих флотом.

Султан: правитель, наделенный верховной властью; также использовался для принцев и старших жен в османском доме.

Визирь: титул министров султана, наделенных как военной, так и политической властью; великий визирь был старшим из них.

Воевода: использовался правителями Трансильвании, Молдавии и Валахии.

Начиная с царствования султана Мехмеда II (1451— 1480 гг.) у них вошло в правило требовать от султана при вступлении на трон награды. Не довольствуясь этим, янычары бунтовали и ставили на престол угодного им султана.

После смерти Мехмеда II они восстали и убили великого визиря Мехмед-Карамана. Из двух сыновей Мехмеда II они признали султаном Баязида II (1481—1512 гг.), но потом вынудили его отречься от престола в пользу его сына Селима (1512—1520 гг.), за что потребовали от Селима денежного подарка.

В 1524 г. взбунтовавшиеся янычары разграбили стамбульскую таможню, дома великого визиря Ибрахима и других сановников. Султан Сулейман собственноручно убил нескольких бунтовщиков, но был вынужден уступить, откупившись от бунтарей. Осознав свою силу, янычары, не таясь, говорили: «Султан Сулейман стар, пора ему отдохнуть. Мустафа, сын его, поведёт дело лучше, и если великий визирь, Рустем, будет этому противиться, то снимем ому голову». Чтобы не допустить бунта, Сулейман отпустил янычар на отдых. К старости он стал бояться их ещё больше. Однажды, заболев, он узнал, что янычары распускают слух о его смерти. Тогда Сулейман велел перенести себя на свою галеру и приказал делать рейсы вдоль берегов Босфора, чтобы все могли видеть, что он жив.

Не было покоя от янычар и последующим султанам. Они бунтовали при Селиме II Пьянице (1566—1574 гг), требуя от него вознаграждения по случаю восхождения на престол; во главе с Патрон Халилем свергли Ахмеда III (1703—1730 гг.) и сделали султаном Махмуда I (1730—1754 гг.); в 1807 г. во главе с Кабакчи-оглу низложили Селима III, и с их согласия трон занял султан Махмуд II.

Янычары показали себя плохими защитниками Османской империи на поле боя, ненадёжной опорой султанского трона, и Махмуд II решил создать новое постоянное войско. Солдаты его получили большее денежное довольствие, нежели янычары. Парад нового войска перед их главными казармами они восприняли как вызов. В ночь на 15 июня 1826 г. янычары взбунтовались. Они вытащили из казарм свои полевые знаки, котлы, чтобы выставить их на Этмейдане (Мясная площадь), где всегда собирались бунтовщики, разграбили дома великого визиря, аги янычар, изрубили в куски его 12-летнего сына.

Против бунтовщиков-янычар выступило большинство столичных жителей. В ответ на призывы глашатаев объединиться под знаменем ислама, защищать веру и султана тысячи людей словом и делом выказали ему свою поддержку. Муфтий объявил истребление янычар богоугодным делом, а смерть в сражении с ними — подвигом за веру. По казармам янычар ударили пушки. Деревянные здания запылали. Выходы из казарм перекрыли верные султану войска. Пощады янычарам не давали. Уцелевших (до 1 тыс. человек) солдаты и ополченцы притащили на ипподром, где заседал военный суд. Само появление там уже означало смертный приговор. Все осуждённые были задушены, а их тела брошены в Мраморное море.

Котлы янычар, наводившие страх на христиан и вызывавшие благоговение мусульман, были принародно запачканы грязью, знамёна истоптаны и разорваны, а знаменитый войлочный колпак без всякого почтения таскали по улицам.

Административное деление Османской империи https://ru.wikipedia.org/wiki/Административное_деление_Османской_империи



Духовная жизнь в Османской Турции http://www.osmanenerbe.ru/bratstvo-bektashi/duhovnaya-zhizn-v-osmanskoy-turtsii.html


Тайная жизнь султанов https://books.google.com.ua/books?id=dduLAQAAQBAJ&pg=PT57&lpg=PT57&dq=%D1%8F%D0%BD%D1%8B%D1%87%D0%B0%D1%80%D1%8B+%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B0+2&source=bl&ots=9pYxEwSwUA&sig=rnIPYi6FnGCm4feJGP3J_xN5An8&hl=ru&sa=X&ei=zPwbVZG0JMaNsgGT5YDIAg&ved=0CEAQ6AEwCA#v=onepage&q=%D1%8F%D0%BD%D1%8B%D1%87%D0%B0%D1%80%D1%8B%20%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B0%202&f=false

Гарем султана. Турецкий взгляд http://www.portalostranah.ru/view.php?id=124


Братоубийство в Османской империи ("Bugün", Турция) http://inosmi.ru/world/20140123/216771875.html


Об ужасном в гареме http://jolita.livejournal.com/974542.html



Янычары и государственная польза от турецких гаремов
Османская Турция - исторические детали http://www.danilidi.ru/books/history/you-know-about-osman-imperiya.html


Политическая история исламского мира http://www.runivers.ru/doc/isl/element.php?ELEMENT_ID=479606&SECTION_ID=5579&IBLOCK_ID=43

Турки-османы http://www.runivers.ru/doc/isl/element.php?ELEMENT_ID=479606&SECTION_ID=5579&IBLOCK_ID=43

Османы (также назывались оттоманы) — основное население Османской империи (1453—1923 гг.). Название происходит от имени первого султана Османской империи. В XI веке огромные территории Азии, включая территории нынешних Турции и Туркмении...
— ru.wikipedia.org Туркмено-османская империя и развитие международных связей http://turkmeniya.narod.ru/ottoman-empire-rus.html


Осман I Гази – Основатель османской империи http://100grm.ru/srednie-veka/osnovatel-osmanskoj-imperii/

Варварская энциклопедия: Султаны Османской империи. Турецкие султаны http://www.varvar.ru/arhiv/slovo/sultan.html

Генетическая генеалогия османов https://www.youtube.com/watch?v=G_sBMdXMnRY

Стамбул: легенды о завоеванном Городе http://www.taday.ru/text/440817.html

Турция http://www.hrono.ru/land/landt/turki.php



Александр Кадырбаев
доктор исторических наук, Институт
востоковедения РАН

Византийское и золотоордынское наследие в судьбе Российской и Османской империй сходство и различия.

Арабские хронисты приписывали самому Пророку Мухаммаду предупреждение «Не трогайте тюрок, пока они не трогают вас!»… http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=630&section=0&heading=0

Ирвин Р. Ислам и крестовые походы 1096-1699 http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Irvin/03.php

Рустан Рахманалиев. Империя тюрков. Великая цивилизация http://admw.ru/books/Imperiya-tyurkov--Velikaya-tsivilizatsiya-/

Кто такие тюрки https://www.youtube.com/watch?v=Od59r21i6qA

Древние тюрки https://www.youtube.com/watch?v=iFZGgweAd08



Гарем узнал и остался доволен... http://diletant.ru/journal/19501200/article_19501269/ Император Франции Наполеон Бонапарт приходился троюродным братом османскому султану. Этим родством он обязан алжирским пиратам, бездетности Селима III и гаремным интригам Стамбула...