директор Вышневолоцкой водной коммуникации, подполковник Осип Иванович Корицкий (1778—1829г.г.)

История родного города.

Издавна был известен водный путь из Волги в Балтийское море через Вышний Волочек. Сначала из Волги по Тверце до волочка, потом десять верст волоком посуху до Цны-реки, а далее — через Мстино, Мсту, Ильмень, через Волхов и Ладожское озеро в Неву, в Балтику. Малый волок — волочек — стал называться вышним (верхним), потому что на Мсте, в обход опасных Боровицких порогов, проходил волок Держков, который назвали нижним. Вдоль рек и озер проходила также сухопутная дорога из Москвы и Твери в Новгород.

Край этот был новгородским. Селения стояли вдоль путей, по которым велась обширная и бойкая торговля, проходили военные дружины, проезжали заморские послы и гости...

Лишь в XV веке, когда митрополит Киевский и всея Руси Исидор в 1437 году совершил «Хождение на Флорентийский собор», Вышний Волочек был упомянут с абсолютной достоверностью как селение на дороге между Москвой и Новгородом: «От Твери до Торжка 60 верст. А от Торжка до Волочка — 70. От Волочка поехал в ладье по реке Мсте к Великому Новгороду. От Волочка до Новгорода по реке 300 верст. А кони шли берегом».

Расти бы посаду год от года, набирать силу, да княжеские междоусобицы покоя не давали. Всех обид и разорений не счесть, а в 1471 году войско князя Оболенского-Стриги, идя на Новгород, прошло через Вышний Волочек, оставив после себя «пусту землю...».

Позднее, по приказу Ивана III учреждается вышневолоцкий ям. Слобода ямская располагалась в конце посада по Цне и по Московской дороге. Ямщики — государевы люди! Освобождались от податей, получали нарядную форму и жалованье. Были у них и дворы, и огороды, и выпасы, и покосы. Обжилась ямская слобода, обстроилась, а тут новая напасть. Опричное войско Ивана Грозного в 1570 году прошло сквозь Вышний Волочек. «Царевы люди дома пожгли, а ямщики разбежались». Через три года последовало распоряжение — беглых ямщиков собрать и дополнить новыми. «Всего на Московской дороге на яму на Вышнем Волочке устроено пятьдесят человек, а у них сто пятьдесят меринов добрых». И на тракте, и на волоке ямщики были обеспечены работой в достатке.

К концу ХVI века Вышний Волочек становится погостом. Так и писали: погост Никольский на Вышнем Волочке на реке Цне. Погост состоял из рядка и ямской слободы. Была холодная церковь Николая Чудотворца «древяная вверх» и теплая церковь Дмитрия Солунского. На рядке было 45 дворов пашенных и непашенных, и проживало 46 человек. Любопытно отметить, что стали возникать улицы — Большая, Новгородская... Лавок было пять, и в них велась торговля хлебом, калачами, солью, мясом и рыбой. Значились две водяные мельницы — «колеса немецкие» — пороховой и селитренный амбары. Среди вышневолоцких жителей особо выделялись ремесленники: Гаврилко- гвоздечник, Терех -тележник, Богданко — кузнец и Понтюха — винщик. На берегу, у заводи реки Цны, напротив Никольских лавок располагалась таможня. А таможенники «сидят и тамгу збирают по годам на веру».

Главным событием, изменившим облик Никольского погоста на Вышнем Волочке, стало строительство судоходного канала между реками Цна и Тверца. Дабы открыть непрерывный водный путь с Волги к Балтийскому морю, Петр I повелел 12 января 1703 года начать работы по сооружению Тверецкого канала.

На вышневолоцкие «перекопные работы» было приказано выслать 400 плотников, 5000 пеших работников и 1000 работников с лошадьми и телегами. Начальником строительства был назначен царский стольник князь Матвей Гагарин. А техническое руководство царь поручил пяти голландским «слюзным мастерам» во главе с Адрианом Гаутером.

Согласно преданию, Петр I прошел пешком от Цны до Тверцы и сам наметил трассу будущего канала. Работа по рытью канала велась вручную, лопатами, в тяжелейших условиях болотистой местности.

Весной 1709 года Тверецкий канал длиной 2811 метров и шириной 15 метров был закончен. Барки по большой воде прошли через канал, голландские мастера получили вознаграждение и отправились по домам. Газета «Ведомости» писала, что «начатое дело Божией помощью в совершенство приведено». Канал стали называть Гагаринский.

А уже летом выяснилось, что воды в Тверце и в канале нехватает для свободного хода судов, что голландцы не проявили глубоких знаний шлюзного дела и не учли местных условий. Вода по высокому месту не пошла.

Последующие десять лет судоходство по Тверецкому каналу было сплошным мучением. Многие караваны не прошли, и «Воспоследовала в Петербурге нужда в провианте. Был голод и бунт великий».

С удовольствием наблюдали гибель Тверецкого канала вышневолоцкие ямщики. Все работы по перевалке грузов из Тверцы в Цну доставались им, а это сулило хорошие барыши. Везти товар гужом в десять раз дороже, чем по воде!

Петр I пытался исправить ситуацию, приглашал мастеров из Италии, Франции, Англии, Нидерландов. Задача ставилась предельно ясно: как ликвидировать мелководность — главный недостаток Вышневолоцкого водного пути. Иноземные мастера разводили руками. В 1719 году специальная комиссия убедилась, что шлюзовые ворота сорваны и унесены во время половодья, шлюзы завалило, сваи все сгнили. Канал во многих местах засыпало песком.

И тут объявился человек, который утверждал, что берется «судам дать ход свободный»! Можно представить себе удивление Петра I, который по «европам» искал шлюзных дел мастеров, да не тех нашел, а тут — ишь! какой деловитый купец сыскался, голландцев да англичан поправлять хочет!

Автор проекта предлагал использовать «бесполезно протекающую» реку Шлину, направить ее воды через озера Ключинское и Городолюблинское в Цну выше Тверецкого канала. И надеялся, что в реках Цна и Тверца вода «умножится и всяким судам будет Тверцою свободный ход и государству польза в том будет». А в конце сделал приписку по-деловому, по-купечески: «ежели сделаю — о взыскании милости просить буду, а буде не сделаю — убытков своих возмещать не желаю. Вашего величества нижайший раб, новгородец Михайла Сердюков».

26 июня 1719 года последовал Указ об отдаче Сердюкову в содержание Вышневолоцкого судоходного пути с разными привилегиями. Указом предписывалось местным управителям и всякого рода чиновным людям «убытков и волокит ему не чинить, шлюзы самовольно не отпирать и приказчиков его не бить».

Получив Указ, Сердюков принялся за дело с усердием и прилежанием: шлюзы починил, канал вычистил, воды реки Шлины обратил в Цну.

В 1722 году Сердюков спрямляет опасный для судоходства рукав Цны постройкой Цнинского канала длиной 1280 метров и строит на нем шлюз. Долгое время канал этот назывался Сердюковским.

Петр I не оставлял Сердюкова своим вниманием. В «Походном журнале» Петра есть запись за 1723 год: «Февраля 27 дня обедали на Вышнем Волочке, и тут изволил смотреть каналов и мельниц и протчего строения у Сердюкова, и был тут до вечера...»

Работами Сердюкова Петр остался доволен, а пуще того был доволен, что в Российском Отечестве сыскался человек, который просвещенной Европе нос утер, и шлюзные работы искуснее голландских мастеров выполнил. Пожаловал Сердюкову два золотых перстня. На одном под плоским бриллиантом был портрет Петра I в красном мундире, на другом — громадная четырехугольная бирюза с восточной надписью.

Именитого гостя принимал Сердюков в своем новом доме, что был выстроен в два этажа, в голландском стиле. До наших дней сохранился куст барбариса, по преданию, посаженный Петром I.

Замечая, что обильные весенние воды во время паводка попусту уходят из Вышнего Волочка, Сердюков задумал сберечь их и в меженное время подпитывать ими каналы. Он закрывает Цну-реку возле своих заводов и мельниц плотиной, собирает паводковые воды в Заводское водохранилище (6 кв. верст), и тем обеспечивает свободное судоходство в самое засушливое время.

Это водохранилище стало последним и, как впоследствии оказалось, самым важным звеном в системе вышневолоцких гидросооружений.

Никому до Сердюкова такая мысль не приходила в голову, тем более не была осуществлена. Видный гидротехник И. Ф. Штукенберг заметил, что постройки на Вышнем Волочке можно уподобить превосходной гидростатической машине, а весь «этот искусственный водный путь огромностью и сложностью своих средств и пользою превосходит все подобные пути на свете».

Водная система изменила облик посада настолько, что 28 мая 1770 года последовал именной Указ императрицы Екатерины II Сенату об учреждении Вышнего Волочка городом «на основании прочих Российских городов», поскольку «пользу великую Российской коммерции приносит».

1 июля 1772 года в только что построенном пятикупольном соборе во имя Казанской Божьей Матери новгородский губернатор Я. Е. Сиверс торжественно зачитал Указ императрицы Екатерины II и провозгласил Вышний Волочек городом

Жителей Вышнего Волочка записали мещанами, разрешили торговать и промышлять, содержать постоялые дворы, иметь лавки и торговать в домах. В молодом городе развернулось большое каменное строительство. Строили не абы как, но по «Генеральному соображению». Наметилась регулярная планировка — прямоугольные в плане кварталы, образованные перпендикулярно прямыми улицами. Некоторые из них стали называться линиями — Жуковская, Ванчаковская, Островская... Часть улиц застраивалась косоугольными домами, дабы планировку не нарушать. «А кто каменный дом в Вышнем Волочке построит, того на пять лет от постоя освобождать», — значилось в Указе.

В 1774 году государство выкупило у потомков М. И. Сердюкова Вышневолоцкую водную систему. Вместо обветшалых деревянных построек за счет казны стали возводить каменные дамбы и плотины, а набережные облицовывались гранитом.

В конце XVIII века Вышний Волочек, «богатый водой и статистикой», насчитывал более 800 домов, 3 церкви, каменный Путевой дворец, 66 лавок, 11 питейных домов, 20 кузниц, 2 мучные, 3 пильные и 1 ветряную мельницу. Насчитывалось около 4 тысяч жителей: купцов, ремесленников, но большая часть занималась обслуживанием судоходства в качестве лоцманов, коноводов, концевых. Жизнь городских обывателей — «народа вольного и не зависящего ни от какого начальства» — полностью зависела от проходящих караванов, которых за сезон насчитывалось три: весенний, меженный и осенний.

Отметим, что барки шли только в одну сторону, в Петербург, а там разбирались на барочные дрова. Средняя барка имела в длину 17 сажень (I сажень 2м 13см), в ширину 4 сажени, грузоподъемность — 8 тысяч пудов. Строилась из хорошего елового или соснового леса. Для подъема к Вышнему Волочку по Тверце требовалось 10 лошадей и 4 коновода. Из Волочка барки уходили по сплаву: рули и мачты снимались, устраивались помосты, на которых стояли лоцман и рабочие, управляющие четырьмя огромными веслами-потесями. Длина такого весла — 10 сажень. Четырнадцать человек, во главе с концевым, управлялись с одной потесью.

В иные годы по каналам проходило до пяти с половиной тысяч барок. Для торговли в Вышнем Волочке часть судов причаливала к Торговой площади, осушенной в 1802 году Обводным каналом. На этой площади позднее были построены Торговые ряды на 50 и на 116 торговых лавок.

Вышневолоцкие каналы работали столь исправно, что надобности «дальнейшего впредь содержания» не требовали. Никто и не предполагал заниматься улучшением. Как говорится, от добра добра не ищут. Однако две страшные засухи, 1817 и 1826 года довели Вышневолоцкую водную систему до полного истощения вод и напомнили, что не все в этом мире в руках человеческих...

Караваны через Вышний Волочек не прошли и, как в худшие годы прошедшего века — зазимовали. Цены на хлеб в Санкт-Петербурге резко пошли вверх, народ заволновался, и это привело к тому, что правительство потребовало предпринять «что-нибудь решительное» для улучшения столь необходимой для государства системы судоходства.

Удивительно, но М. И. Сердюков, словно предвидя подобную ситуацию, писал, что через много лет найдется «упражняющийся» в гидротехническом искусстве, чтобы «дела в еще наилучшее состояние привести». И опять, как часто бывает в трудные для нашего Отечества времена, такой человек нашелся. Это был директор Вышневолоцкой водной коммуникации, подполковник Осип Иванович Корицкий (1778—1829г.г.), который улучшение Вышневолоцкого водного пути исполнил самым блистательным образом. По его расчетам, чтобы обезопасить водную систему от любых неожиданностей, нужно было уровень воды в водохранилище поднять в два раза, тем самым увеличив площадь поверхности в десять раз.

Работы велись три года. Была построена Бороздинская дамба, площадь Вышневолоцкого водохранилища достигла 60 кв. верст. Впечатляющее зрелище представляли водосбросы. «Все ездили смотреть на домашнюю Ниагару, которая занимала тем более, что ее падение доставляло огромную пользу, а не одно пустое наслаждение взору».

С ростом Санкт-Петербурга, Вышневолоцкая водная система уже не справлялась с возрастающим грузопотоком, и в дополнение к Вышневолоцкой были построены Мариинская и Тихвинская водные системы.

В середине XIX века Вышний Волочек — крупный уездный город Тверской губернии. Появилось городническое правление, казначейство, дворянская опека, уездные суды, окружное правление, училище кантонистов, городская дума. Большая часть этих зданий сохранилась до наших дней. А вот церковным постройкам повезло меньше. В начале XX века Вышний Волочек украшали 9 церквей, несколько каменных и деревянных часовен, одна синагога, а в окрестностях города действовали два монастыря: Казанский женский и Николо-Столпенский мужской. Большинство храмов уничтожено в советский период. Сегодня в городе 2 действующие церкви. С 1991 года вновь открылся женский монастырь во имя Казанской Божьей Матери.

В 1849 году через Вышний Волочек прошла Николаевская железная дорога. Вышневолочане, криками «ура!» приветствовавшие появление первого поезда, не догадывались, что он принес не только возможность лицезреть государя императора, но и конец их веселой, сытной и размеренной жизни. Какой-то злыдень писал: «Рытье каналов и устройство шлюзов стоило громадных расходов для государства. Спасибо железным дорогам, которые сбили спесь с этих дорогих водяных сообщений».



Иная жизнь, иная эпоха началась с появлением железной дороги. И пошли мы по шпалам этой железной дороги в ногу со временем — революция, война, перестройка...

В советское время была проведена третья реконструкция водной системы (1943—1947 г.г.), прорыт Ново-Тверецкий канал ( 5 км ), площадь водохранилища доведена до 109 кв.км. Вышневолоцкие воды, долгие годы питавшие Санкт-Петербург, обратились к другой столице, питая и поддерживая ее.

Два века назад А. Н. Радищев писал: «Первый, которому на мысль пришло уподобиться природе в ее благодеяниях и сделать реку рукодельною..., достоин памятника для дальнейшего потомства». И теперь, когда Вышний Волочек получил статус исторического города ( 1990 г .), его главная достопримечательность — Вышневолоцкая водная система — непроизвольно стала памятником М. И. Сердюкову, первому российскому гидротехнику.

Эту информацию я взял на сайте Вышнего Волочка,

только немного переделал.

Комментариев нет:

Отправить комментарий